К 95-летнему юбилею Театра им. Вахтангова на его сцене состоялась премьера спектакля «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Впервые же он был показан публике этим летом на фестивале в Эпидавре, под открытым небом, которое две с половиной тысячи лет назад видел над собой и сам Софокл, и древнегреческие актеры.
Хор фиванских старейшин — артисты Национального театра Греции
Фото: Валерий Мясников
«Царь Эдип» —
совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах, артисты которого участвуют в постановке.
Две девочки в коротких белых платьях заливисто смеются, играя в жмурки, но эта беззаботность и чистая детская радость — лишь миг, который сменяется надвигающейся трагедией. Беспощадный рок уже разыгрывает свою жестокую пьесу, он совсем рядом, готовый подмять под себя человеческую жизнь. Его воплощение на сцене — гигантский чугунный вал, который по своему желанию приводят в движение всемогущие и капризные боги.
Впрочем, не только они, не все так просто. Римас Туминас далек от признания фатальности человеческого существования. Его спектакль о другом: о достоинстве личности и готовности признать свою вину за преступление. Царь Эдип (Виктор Добронравов) — вовсе не игрушка в руках злого рока, потому что все события в его судьбе: детство с приемными родителями, бегство из родного дома из страха навлечь трагедию на взрастившую его семью, убийство кровного отца и женитьба на матери — оказываются испытаниями, которые открывают ему самого себя.
Креонт — Эльдар Трамов
Самопознание — это путь героев, нужно иметь мужество, чтобы двигаться по нему — вопреки страшным открытиям. Нередко приходится нащупывать дорогу вслепую, по крупицам собирая собственное «я», в недрах которого сосуществуют монстры и ангелы. Пребывая вначале в сознании полной своей невиновности, Эдип был зряч, но слеп духовно, в отличие от слепого провидца Тиресия (Евгений Князев). Раскрыв собственные преступления, пусть и совершенные по воле рока, он обретает знание и добровольно лишает себя зрения, потому что «зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол», потому что убежден:
Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало!
«В наши дни царит чувство тотальной невинности, — говорит Римас Туминас. — Если пришло несчастье, то причины его ищут где угодно, только не в себе самом: в соседях, городе, политике, правительстве, стране». Но по Туминасу, главный герой греческой трагедии — все же не Эдип, а Иокаста (Людмила Максакова), живой символ мудрости, любви и необыкновенной силы личности. Потому что сила — не в мести, а в прощении.
При всей сложности определения, человеческое достоинство — однозначно и безусловно, оно либо есть, либо его нет, поэтому сценография спектакля почти полностью построена на контрасте белого и черного. А блики золотого шлема царя Эдипа и освещают, и ослепляют одновременно.
Крылатая дева — Екатерина Симонова
Хор фиванских старейшин в исполнении греческих артистов — своего рода нить между прошлым и настоящим. Элегантные мужчины в серых костюмах и черных шляпах — наши современники, они говорят языком, далеким от того, на котором писал Софокл, но при этом они — его потомки и наследники, носители генетической и исторической памяти цивилизации. Минимализм и условность декораций и костюмов, с единичными отсылками к древнегреческой эстетике в виде стилизованного хитона и лаврового венка Креонта (Эльдар Трамов), подчеркивают связь «Царя Эдипа» с современностью: глубинная сущность человека постоянна. Меняются лишь обстоятельства и форма, в которую облекаются понятия достоинства и прощения, преступления и наказания — от христианства до Канта с его «звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас». И это единственное, что невозможно отнять у человека.
Иокаста — Людмила Максакова. Эдип — Виктор Добронравов
Детали от Posta-Magazine
Ближайший спектакль 6 декабря
Театр им. Вахтангова
http://www.vakhtangov.ru/