Культура

NET: 5 важных событий фестиваля «Новый Европейский Театр»

XXI Международный театральный фестиваль NET (с 13 ноября по 16 декабря) будет проходить сразу в двух столицах. В Москве, где он имеет постоянную прописку, и в рамках Театральной олимпиады 2019 (ключевого события Года театра в России) — в Санкт-Петербурге.

Фото: Андрей Безукладников

Программу фестиваля формируют критики Марина Давыдова и Роман Должанский, они же — арт-директора NET. По традиции нас ждут и новаторское прочтение классики, и мультимедийный перформанс от лучших режиссеров новой волны европейского театра. Показы состоятся на ведущих площадках страны. Рассказываем, что посмотреть.

WHY?

Москва, Театр Наций, основная сцена
13, 14 ноября, 19:00

NET откроется в Москве постановкой, само название которой вопрошает не традиционно по-русски, — «кто виноват» и «что делать» — а более философское по-английски — «почему». Мэтр режиссуры современности Питер Брук (гастроли театра «Буф дю Нор» (Париж)) и Мари-Элен Этьен привезли в столицу спектакль «Why?» о творчестве и судьбе другого мэтра режиссуры Всеволода Мейерхольда. Актеры Кэтрин Хантер, Хейли Кармайкл и Марчелло Маньи напомнят зрителям простую и страшную историю, которая, как и сама жизнь, полна надежд и трагедий. В 20-е годы прошлого столетия великий реформатор мирового театра Мейерхольд написал, что «театр — очень опасное оружие», и он был прав. Заново переосмысливая театр и понимание актерского мастерства, он пал жертвой режима и сполна заплатил за верность своему таланту и самому себе. Таковы настоящие художники — без компромиссов.


«Селфи-концерт»

Москва, ММОМА
14, 15, ноября 20:00

«Селфи-концерт» — это интерактивный музыкальный перформанс автора и перформера Иво Димчева и его независимого проекта из Софии. Привычные отношения между зрителями и исполнителем будут разрушены и воссозданы заново, а хореография и драматургия представления родится в результате взаимодействия с публикой. В том случае, когда зрители будут бездействовать… перформанс Иво просто остановится. Вот что рассказывает автор-исполнитель и автор музыки «Селфи-концерт» о предстоящем событии: «Селфи — это хореография, Селфи — это скульптура, Селфи — это трагедия, Селфи — это любовь. Селфи не столько про меня, сколько про всех нас». Все то, что стало неотъемлемой частью жизни современного человека, будет показано с совершенно неожиданной стороны.


«Пиноккио»

Москва, Электротеатр Станиславский, Основная сцена
«Пиноккио. Лес» — 21, 23 ноября, 19:00

«Пиноккио. Театр» — 22, 24 ноября, 18:00

В «Пиноккио» Борис Юхананов продолжит сказочную или мифологическую линию, начатую в «Синей птице» и «Сверлийцах». Масштабный проект писателя, режиссера, теоретика театра двухчастный и состоит из спектаклей «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр». Новую процессуальность Юхананов
соединяет с традицией сommedia dell’ arte, переосмысливая сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», превращая ее в целую пиномифологию. В проекте сыграет вся труппа театра, будет задействован хор под управлением Арины Зверевой, а также пластическая группа. Именно ей доверили воссоздать пространство не только площадного аттракциона, но и храма пиномифологии, который на этой площади размещается.


«Репетиция. История(и) театра (I)»

Санкт-Петербург, Александринский театр, Основная сцена
22, 23 ноября, 19:00

Первый показ фестивальной программы в северной столице. Открывать NET здесь в рамках Театральной олимпиады 2019 будет уже объездивший лучшие фестивали мира спектакль знаменитого швейцарского режиссера Мило Рау. В основе постановки документальная история о жестоком убийстве, которая произошла в бельгийском городе. О трагедии расскажут шесть профессиональных и непрофессиональных исполнителей. Они будут размышлять о том, как показать насилие на сцене так, чтобы зритель вовлекся в процесс, а не сидел спокойно в своем кресле, холодно наблюдая за происходящим. По мнению критиков, спектакль Рау — образец документального театра и при этом радикальный психологический эксперимент. И тот факт, что провокативное действо развернется в Александринском театре, тоже — согласитесь! — в некоторой мере вызов и провокация.


«Игрушки»

Санкт-Петербург, Музей cтрит-арта на Заводе слоистых пластиков

27, 29 ноября, 4, 6, 10 и 12 декабря, 20:00

28, 30 ноября, 1, 5, 7, 8, 11, 13 и 14 декабря, 14:00 и 20:00

Мировая премьера знаменитых мастеров иммерсивного театра — театральной компании SIGNA (Копенгаген) — специально для фестиваля NET. Знатоки не дадут соврать — каждый проект датского коллектива уникален и его почти невозможно вывезти на гастроли. Сложности создает сам жанр действа, ведь это созданные в трехмерном пространстве параллельные миры, которые не так-то просто оживить на новой площадке. Спектакль будет органично меняться, буквально жить — со дня премьеры и до того момента, как закроется навсегда, а сценарий будет развиваться и обрастать новыми смыслами, наполняться личным опытом перформеров. Вот что рассказывают Сигна и Артур Кёстлер об идее проекта: «Состоятельная особа незадолго до смерти возвращается со свитой в Санкт-Петербург, родной город своей матери, некогда эмигрировавшей отсюда. Разочарованная тем, как мало она успела ощутить за время безбедной жизни, она стремится наверстать все перед смертью и создает целое королевство вокруг своего смертного ложа на заброшенной фабрике. Граждане этого суверенного государства — малообеспеченная молодежь, завербованная на улицах города. Днем и ночью они обязаны играть в „Конец игры“, чтобы вызвать в воображении их королевы все, что ей не удалось прожить».

Детали
netfest.ru

08 ноября 2019
Posta-Magazine для раздела Культура