Культура

Марина Абрамович пропустит через себя миллион вольт и прольет собственную кровь

Марина Абрамович пропустит через свое тело электрический разряд в миллион вольт — новый экстремальный перформанс художницы состоится в 2020 году во время ее ретроспективы в Королевской академии художеств в Лондоне.

В числе других работ на выставке будет стеклянная скульптура Марины Абрамович в натуральную величину, из которой будет сочиться ее собственная кровь.

Марина Абрамович готовит перформанс совместно с испанской студией Factum Arte, которая сотрудничает со многими звездами мирового современного искусства, как например, Аниш Капур, Марк Куинн, Урс Фишер и Субодх Гупта, воплощая их концептуальные идеи в материале или разрабатывая для них технологические решения.

В основе готовящегося перформанса лежит эффект Кирлиана, который состоит в том, что на биологических и неорганических объектах возникает статический разряд. Предполагается, что, превратившись в «живую батарейку», Марина Абрамович сможет движением пальцев погасить свечу, расположенную в метре от нее, за счет электрического поля и ионизации воздуха вокруг нее.

Одна из пионеров перформанс-арта, 71-летняя Марина Абрамович на протяжении более полувека занимается исследованием физических пределов тела, природы насилия и эмоциональных связей между людьми.

Вспоминаем пять известных работ Марины Абрамович разных лет

«Ритм 5» — один из первых значительных перформансов в ее карьере, показанный в 1974 году. Марина Абрамович лежала внутри деревянной пятиконечной звезды, облитой нефтью, которую она подожгла в начале перформанса. Сначала она отрезала пряди волос и ногти с больших пальцев ног и бросила их в огонь, затем вошла внутрь звезды и легла на пол. «Я не заметила, что пламя уже поглотило почти весь кислород, — рассказывала Абрамович. — Я потеряла сознание, но публика не заметила этого, потому что я лежала на спине. Когда огонь коснулся моей ноги, а я никак не отреагировала, два зрителя зашли внутрь звезды и вынесли меня. Я была очень недовольна собой, потому что тогда поняла: существует предел физических возможностей; в бессознательном состоянии ты не отдаешь себе отчет в происходящем, а значит, теряется сама суть перформанса».

«Ритм 5»


«Ритм 0» — одна из ключевых работ в истории перформанс-арта, которая
сделала Абрамович знаменитой. Перформанс состоялся в 1974 году в Неаполе. Абрамович неподвижно стояла в зале, в котором на столе были разложены 72 объекта. Среди них были предметы, которые могли как доставлять удовольствие, так и причинять боль. Публике было разрешено манипулировать телом художницы в течение шести часов, используя любые объекты.

«Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить, — вспоминала позже Марина Абрамович. — Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния». Серебряно-желатиновая фотография перформанса была впоследствии продана на аукционе Christie’s в Лондоне за 26 600 долларов.

«Ритм 0»


«Балканское барокко» — мощнейший образ трагических югославских войн 1990-х годов. Перформанс был представлен в 1997 году на Венецианской биеннале. В течение четырех дней Марина Абрамович сидела посреди груды окровавленных коровьих костей, медленно омывая их по одной и напевая народные песни своего детства. «Когда меня спрашивают, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии, а всегда отвечаю, что я из страны, которой больше не существует», — объясняет Абрамович в одном из давних интервью. (Она родилась в 1946 году в Белграде, столице тогдашней Социалистической Федеративной Республики Югославия.)

«Балканское барокко»


«Обнаженная со скелетом» — в этом перформансе 2005 года Марина Абрамович лежит на спине, в таком же положении сверху на ней — человеческий скелет. Его голова — на ее лице, его ребра — на ее груди. Художница глубоко дышит, так что заметны движения грудной клетки: она как будто пытается вдохнуть жизнь в давно умершего человека. Скелет, по Абрамович, — это метафоричный образ «последнего зеркала, перед которым мы все окажемся», а сам перформанс воплощает диалектику живого и мертвого.

«Обнаженная со скелетом»


«В присутствии художника» — перформанс состоялся в 2010 году в нью-йоркском MoMA. На протяжении трех месяцев Абрамович проводила по восемь часов в музее, где молча сидела на стуле без подлокотников, а зрители по одному садились напротив, глядя ей в глаза. Таким образом устанавливался немой контакт между ней и незнакомцем: кто-то плакал, кто-то смеялся, одни смотрели подолгу, другие отводили глаза через несколько секунд. Всего в перформансе приняли участие 1000 человек. «Я не предполагала, что люди будут тратить время на то, чтобы просто посидеть напротив и посмотреть друг другу в глаза, — говорила Абрамович. — Я была поражена, обнаружив эту огромную потребность человеческого существа в контакте».

«В присутствии художника&raquo

 

 

 

11 апреля 2018
Posta-Magazine для раздела Культура