Культура

Джереми Айронс: испытание на прочность

Джереми Айронсу сегодня исполняется 69 лет. Поздравляем актера и не упускаем возможности вспомнить о его ролях и непростом характере.

Любитель гонять на байке, придирчиво выбирать сценарии и все равно оставаться недовольным своей работой, — все это Джереми Айронс, он же Кафка, он же Гумберт Гумберт, он же Родриго Борджиа.

Джереми Айронс: испытание на прочность

В своей актерской карьере Джереми Айронс исповедует следующие принципы: как можно больше и как можно чаще испытывать себя на прочность, пытаться разобраться в человеческой природе, не доверять стереотипам. Как следствие, он отдает предпочтение очень разным ролям. К тому же по его фильмографии можно воссоздать важные главы мирового литературного процесса. Чарльз Смитсон в «Женщине французского лейтенанта», снятой по роману Джона Фаулза, или другой герой с таким же именем — Чарльз Райдер из «Возвращения в Брайдсхед» по Ивлину Во, экранное воплощение Гумберта Гумберта в «Лолите» Владимира Набокова или Антонио в «Венецианском купце» столпа британской литературы Уильяма Шекспира. С последним англичанин Айронс — не только киноактер, но и театральный артист, начинавший в лондонском Вест-Энде — знаком, разумеется, хорошо.

Джереми Айронс: испытание на прочность

По собственному признанию, он не бывает доволен своей работой, потому что не хочет ставить в поисках точку вместо запятой. «Будучи британцем, я хорошо знаю и умею передавать главную способность моих соотечественников: общаться не столько словами, сколько интонациями и паузами, выражающими порой нечто совершенно иное», — скажет он в одном из интервью, ловко подметив и то, за что его так любят режиссеры в диапазоне от Бернардо Бертолуччи до Стивена Содерберга и Дэвида Кроненберга. Актер не больших студийных проектов, но авторского кинематографа, Айронс не будет высчитывать время, которое его персонаж проводит на экране. Он станет исследовать природу своего героя, пытаясь разобраться в ней — и совершенно не важно, главная у него роль или эпизодическая, фильм это или сериал.

Склонный к анализу, Джереми Айронс любит наблюдать, но при этом он привык рисковать и действовать. Шумному мегаполису актер предпочитает уединение на природе. Купив в Ирландии прошедший сквозь века замок Килкоу, он восстановил его. И пока бульварная пресса обсуждала выбранный для стен замка цвет, Айронс посвящал время главным своим увлечениям, в числе которых — охота, езда на мотоцикле, парусный спорт, скачки на лошадях и садоводство. Выдержанный британец в жизни, а часто и на экране, он не пытается ничего доказать и умеет ценить преимущества, которые дает успех. Ценить так, как смакуют виски — не для других, а для себя, никуда не торопясь и с умом растягивая удовольствие.

Джереми Айронс: испытание на прочность

Вспоминаем несколько фильмов с участием актера: пересмотреть сегодня вечером можно любой из них.

«Изнанка судьбы», 1990

«Изнанка судьбы», 1990

Клаус фон Бюлов, манеры и привычки которого вызывают скорее усмешку, чем уверенность в его аристократизме, обвинен в попытке убийства жены Санни. Санни в лице Глен Клоуз лежит в коме и выходит из нее исключительно в сценах флешбеков и при помощи закадрового текста. Ее муж то ли и правда преступник, то ли просто не самый приятный в своей надменности собеседник, павший жертвой обстоятельств. Барбет Шредер снимает свою историю по мотивам романа Алана Дершовица. Именно его, профессора Гарварского университета, и нанимает фон Бюлов, чтобы доказать, что на чужую жизнь он не посягал. Джереми Айронсу фильм принес «Золотой глобус» и «Оскар», а также отличную возможность раскрыть в противоречивости своего героя собственные таланты.


«Кафка», 1991

Фильм Стивена Содерберга превращает Джереми Айронса во Франса Кафку — страхового агента, с одной стороны, и писателя с мятущейся душой — с другой. Не экранизация романов самого Кафки, но явная к ним отсылка, эта работа Содерберга была принята критиками и зрителями довольно неоднозначно. Впрочем, в чем никак нельзя сомневаться, так это в том, что выбор актера на главную роль был исключительно правильным.

«Кафка», 1991


«Крепкий орешек 3: Возмездие», 1995

«Крепкий орешек 3: Возмездие», 1995

Крупнобюджетный голливудский боевик — не самый типичный проект для Джереми Айронса, однако в мир «Крепкого орешка» он вписывается весьма удачно. Саймон Грубер — террорист и злодей — противостоит лейтенанту Джону Макклейну всеми возможными способами. И, надо сказать, в изобретательности ему не откажешь.


«Ускользающая красота», 1995

Один из обитателей затерявшейся среди тосканских холмов виллы, на которую приезжает юная Люси (Лив Тайлер), — умирающий, но не растерявший ироничности драматург Алекс. Очередное перевоплощение Джереми Айронса — подходящий пример для иллюстрации тезиса о том, что второстепенные персонажи могут пойти на пользу и всему фильму, и главной его героине.

«Ускользающая красота», 1995


«Высотка», 2015

«Высотка», 2015

Архитектор Энтони Ройял выстраивает в Лондоне несколько высотных зданий, обещающих своим обитателям дивный новый мир. Здесь есть и бассейн, и супермаркет, и даже разбитый на крыше парк, по которому бродит настоящая лошадь. Парк, впрочем, предназначается не всем и каждому, а только избранным во главе с самим архитектором. Жизнь в высотке вообще быстро расставит все по своим местам, настроит обитателей нижних этажей против обитателей верхних и позволит убедиться, что гарантированная, казалось бы, долгая и счастливая жизнь часто оборачивается самой настоящей антиутопией.

 

 

 

19 сентября 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура