Культура

Арт-уикенд в Москве: моменты бесконечности Анри Картье-Брессона в МАММ

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающая о становлении и раннем творчестве всемирно известного фотографа.

Photo © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos, Courtesy Fondation Henri Cartier-Bresson

Событий и встреч, которые вместили четырнадцать лет, предшествующие основанию агентства «Магнум», хватило бы не на одну жизнь — и это одна из составляющих феномена «Картье-Брессон».

Кто знает, как бы сложилась судьба Андре Картье-Брессона, если бы из-за службы в армии он не оставил учебу в частной школе скульптора и художника-кубиста Андре Лота. Если бы не отправился в 1931 году в Африку, а на обратном пути во Францию не увидел снимок венгерского фотографа Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика», который стал для него откровением о смысле и возможностях фотографии. В тот момент 23-летний Картье-Брессон понял: фотография — это не просто документация жизни, а способ «зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», как он позже запишет в воспоминаниях. Но череда счастливых и не очень случайностей (в Африке он чуть не погиб от лихорадки, которая и вынудила прервать путешествие) привела к тому, что в его руках появилась первая лейка. К живописи он вернется годы спустя, в 1974-м, но в истории навсегда останется легендарным фотографом, основоположником гуманистического направления, человеком, который открыл миру мир. На протяжении всей своей жизни он неизменно оказывался там, где разворачивались самые важные события XX века: гражданская война в Испании, освобождение узников нацистских концлагерей, смерть Махатмы Ганди, первые месяцы молодой Китайской Народной Республики.

Аликанте, Испания. 1933

Аликанте, Испания. 1933

«Фотоальбом» начинается с марсельских снимков Анри Картье-Брессона, сделанных той самой первой камерой. В Марселе он проходил курс лечения от подхваченной в Африке инфекции и часами бродил по улицам, фиксируя на фотоаппарат сцены, которые привлекали его внимание. Далее в хронологическом порядке предстают следующие страницы жизни и альбома: путешествия по Европе, экспедиция в Мексику, приход к власти Народного фронта во Франции, коронация Георга VI, ставшего символом борьбы Великобритании и Британской империи против нацистской Германии.

Фотографии, сделанные в 1933 году во время поездки по Европе с другом детства Андре Пьейром де Мандьяргом и его девушкой Леонор Фини, наполнены не поддающимся описанию чувством беззаботного наслаждения жизнью, которое бывает только в двадцать лет. Улицы Парижа, Барселоны, итальянских городов — у каждой из них свое неповторимое выражение лица, которое возникает из фигур прохожих, рядов ресторанных столиков, теней на стене. Люди на снимках смотрят прямо в камеру или, наоборот, занимаются своими делами, не замечая фотографа, но все они удивительно настоящие, то есть из настоящего. Умом, конечно, понимаешь, что этот месье в котелке или монахиня в широкополой шляпе давно умерли, но невозможно отделаться от чувства, что они живут здесь и сейчас. Картье-Брессон говорил, что с помощью камеры стремился поймать смысл происходящего — именно он и делает его фотографии настолько современными. Потому что смысл по большому счету один — жизнь как она есть.

Лица простых людей, застывшие в ожидании выхода нового короля, — на них написаны любопытство, тревога и надежда. Казалось бы, камера фиксирует толпу, но каждый из десятка попавших в кадр людей привлекает внимание, потому что Картье-Брессон удивительным образом рассказывает историю каждого из них: женщины с утомленными глазами, простоватого клерка, набычившегося ребенка, веселой молоденькой девушки.

Потрясающей силой обладает кадр, сделанный в 1945 году в лагере Дессау: женщина узнает сотрудницу гестапо, пытавшуюся скрыться среди заключенных. Искаженное гримасой лицо бывшей узницы, широко раскинувшей руки в нарочитом удивлении, обреченное спокойствие бывшей надзирательницы под взглядами десятков пар глаз других узников, наблюдающих ее без ненависти, но со странной смесью презрения и безразличия.

Визит короля Георга VI. Версаль, Франция. 1938

Визит короля Георга VI. Версаль, Франция. 1938

Анри Картье-Брессон и сам почти три года провел в германском лагере для военнопленных, откуда сумел бежать в 1943-м, после двух неудачных попыток. До конца войны он проработает в тайной организации MNPGD, помогавшей заключенным и беглецам, а в 1945 году снимет документальный фильм «Возвращение» о репатриации военнопленных и заключенных.

Во время войны, в 1944–1945 годах, для издательства Пьера Брауна он создает серию портретов художников и писателей, в числе которых Альберто Джакометти, Анри Матисс, Поль Элюар, Альбер Камю, Луи Арагон — весь цвет интеллектуальной и художественной элиты. И хотя проект Брауна останется неосуществленным, в последующем Картье-Брессон снимет десятки портретов современников для разных журналов. В моделях он неизменно искал и фиксировал то, что определял как «внутреннее молчание добровольной жертвы». Но это молчание — всегда наполненно: силой личности, мысли и таланта портретируемого и фотографа. Это в равной степени справедливо для всего богатого и разнообразного наследия Анри Картье-Брессона: все его фотографии говорят. И рассматривая их, с особенной ясностью понимаешь, что для этого разговора слова не нужны.

Детали
До 10 декабря
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

02 ноября 2017
Инна Логунова для раздела Культура