Арт-ярмарка BRAFA 2020: какие тренды в искусстве фиксирует Брюссель?

 
Юлия Акимова
Все статьи автора

— владелица галереи Carré d’artistes Moscow


Каждый год в конце января в Брюссель съезжаются коллекционеры со всего света. Поводом для этого является BRAFA artfair — одна из крупнейших ярмарок искусства. Здесь можно приобрести полотна и арт-объекты от наиболее именитых авторов.

 
 
Арт-ярмарка BRAFA 2020: какие тренды в искусстве фиксирует Б...

Открывая сезон, она является своеобразным трендсеттером в мире искусства, определяя векторы развития арт-рынка на весь год.

BRAFA славится высоким качеством и разнообразием представляемых арт-объектов — от античности до наших дней, это искусство на любой вкус и запрос. Чего не скажешь о бюджете: он здесь неизменно высокий. Но и публика соответствующая — в основном европейская аристократия. В перерывах между приобретением дорогостоящих полотен Фернана Леже и Пьера Сулажа гости ярмарки попивают шампанское и обсуждают удачный «улов», сверкая бриллиантами.

Кстати, о бриллиантах: помимо живописи, графики и скульптуры и объектов предметного дизайна, на ярмарке также представлено ювелирное искусство. Однако основная часть экспозиции все же посвящена современному изобразительному искусству. Обширно представлена абстрактная живопись. Причем почти повсеместно она экспонируется с этническими культурными артефактами или объектами античности (скульптурой, керамикой): так у зрителя складывается ясная картина преемственности в искусстве. Сразу бросается в глаза то, насколько изменились способы самовыражения авторов в ХХ-XХI веках. Старые мастера бы точно позавидовали фантазии современных творцов! Если еще пару сотен лет назад в ход шли в основном холст и краски, то сейчас все пригодно для создания шедевров: гвозди, ткань, зеркала, битые чашки, проволока, перья, кожа, дерево и даже ... панцири насекомых. Такие работы рельефны и объемны и дают эффектные тени.

Джулиан Шнабель

Антикварный стенд BRAFA

Минимализм Маноло Мильяреса и Мориса Матье, галерея Beres

Бернар Вене

Арман

Картина Гаспара Де Крайера и антикварный комод

Необычными стали не только материалы, но и формы: на смену стандартным прямоугольникам и квадратам пришли круги, трех- и шестиугольники и асимметричные абстрактные пятна. Все наталкивает на мысль о том, что в 21 веке, чтобы привлечь внимание смотрящего, искусство должно чем-то выделяться. Или же обладать «спецэффектами».

Уго Рондиноне, Gladstone Gallery

Виктор Вазарели, Omer Tiroche Gallery

Пабло Атчугарри, галерея Boon

Например, кинетическое искусство, приверженцем которого был еще небезызвестный Татлин (правда, проект вращающейся башни так и не был реализован). Кинетическое искусство — это направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его частей, объекты приводятся в движение или с помощью ветра, или с помощью встроенного мотора. На BRAFA 2020 были представлены работы одного из мастеров кинетического искусства — Поля Бюри. Это чистый восторг! Представьте деревянное панно со множеством «волосков», которые плавно подергиваются, издавая едва слышные звуки. Медитация в чистом виде! Рядом с таким искусством хочется задержаться подольше, чтобы получше рассмотреть, что, в конечном счете, заставляет нас задуматься над ним. А это немаловажно в нашу эпоху клипового мышления! Когда все происходит «на бегу», и мы привыкли оценивать «нравится/не нравится», потратив на это всего несколько секунд. С кинетическим искусством это не работает: «пролетая» мимо и бегло бросая взгляд на скульптуру или панно, ты просто не понимаешь, в чем суть. И только внимательный и терпеливый зритель будет вознагражден, проникнув в суть замысла художника.

Панно Кароль Солвей и столик из бронзы с цветами лотоса Паулы Свиннер, Deletaille Gallery

Работа Брэма Богарта, галерея Rodolphe Janssen

Арт-объект Максима Лутина, галерея Boon

Диптих Кванг Янг Чун, галерея Boon

Любопытный момент: на BRAFA я возила сотрудников своей галереи. Нас было трое, поэтому было принято решение исследовать ярмарку по отдельности, чтобы каждый мог делать это в своем ритме. Спустя 5 часов наш арт-десант встретился в лаунже для обсуждения увиденного. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что нас впечатлили практически одни и те же стенды! И, прежде всего, именно кинетическое искусство.

Скульптура Поля Бюри, галерея Valerie Bach

Скульптура Поля Бюри, галерея Valerie Bach

Юлия Акимова на фоне работы Бернара Вене

Еще один вид интерактивного искусства, представленного на BRAFA — видео-арт. Концепция та же: пробегая мимо стенда, ты видишь картину, на которой изображен, например, олень. И лишь в том случае, если ты задерживаешь на ней взгляд, олень отвечает тебе взаимностью, глядя прямо в глаза. Вывод напрашивается сам по себе: искусство 21 века взаимодействует со зрителем. Для него мало пассивного созерцания. Оно требует активного участия и вовлеченности. Главное — не бояться вступать с ними в диалог и получать от этого удовольствие!

Юлия Акимова для раздела «Культура», опубликовано: 14 февраля 2020

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
#postatravelnotes Наталья Давыдова — об источниках энергии, главных правилах ЗОЖ, любимом муже и лучшем острове на Мальдивах
КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с писателем и режиссером Михаилом Зыгарем
Кино недели: «Джентльмены» Гая Ричи
Коктейль модного дома Yana в честь 14 февраля
«Я бы попросил вынести техасскую бензопилу»: победители 92-й церемонии «Оскар»
Топ-5 процедур для волос зимой: уплотнение, увлажнение, сияние

Качество жизни
       
©2011—2020 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.