Театральная афиша этого лета в Москве не разочаруют даже самого избалованного зрителя. Рассказываем о самых интересных спектаклях.
Вносите в планы новый масштабный проект экспериментатора, лауреата «Золотой маски» Петра Айду, изучите программу Чеховского фестиваля и не пропустите последние спектакли с участием Акрама Хана — одного из выдающихся современных танцовщиков и хореографов, который завершает свою танцевальную карьеру.
«Антропоценфония. Песни машин и механизмов»
Театр «Школа драматического искусства»
Премьера 5 и 7 июня
Новый масштабный проект экспериментатора, лауреата «Золотой маски» Петра Айду объединяет музыкантов, саунд-артистов, звукорежиссеров, актеров и хор театра «Школа драматического искусства». В основу партитуры легли реальные звуки действующих заводских цехов, которые соединяются в единую музыкальную ткань. Большинство инструментов, на которых исполняется музыка, были созданы специально для этого проекта. Электроакустические системы и электронные инструменты оказываются здесь рядом с предметами, ставшими музыкальными инструментами волей авторов постановки: травматическим оружием, полицейскими дубинками, фанерными ящиками, колесом от скейтборда или головы пластмассовой куклы, которая используется как маракас. Все это складывается, по словам Петра Айду, в некий «постапокалиптический оркестр». Для «Звуковых ландшафтов», предыдущего проекта Петра Айду в ШДИ, он восстановил шумовые аппараты, которые раньше использовались для звукового оформления в театре: имитации звуков грозы или шелеста травы, пения птиц или шепота прибоя. Выведенные на сцену, эти машины стали не просто источниками звуков, но исполнителями и главными героями акустического перформанса.
«4 & 8». Чеховский фестиваль
На сцене театра «Мастерская Петра Фоменко»
18, 19, 20 июня
Один из хедлайнеров программы Чеховского фестиваля, обширную часть которой в этом году занимает Китай, станет пекинский театр ТАО. Основанная в 2008 году танцевальная компания динамично развивалась, снискав расположение международных критиков во время гастролей и участия в десятках фестивалях искусств по всему миру. Также она привлекла к себе внимание успешными коллаборациями с модными брендами, в том числе с японским дизайнером Йоджи Ямамото. Автор постановки «4 & 8» хореограф Тао Йе намеренно присваивает своим работам не названия, а порядковые номера, чтобы не создавать у зрителей заранее сформированных ассоциаций. Его спектакли отталкиваются от проявленных и скрытых возможностей человеческого тела, исследуя его потенциал и ограничения. По словам хореографа, движение, физическое существование несут в себе «внутренний порядок жизни», а тело — «это место, где пребывает величайшая мудрость». А спектакли, зрелищные и медитативные, становятся неким сакральным ритуалом, исследованием глубинной природы человека.
«Семь притоков реки Ота». Чеховский фестиваль
На сцене театра «Геликон-опера»
19, 20, 21 июля
Состоящий из нескольких картин семичасовой спектакль-сага признанного гения Робера Лепажа представляет собой путешествие по истории XX века, главными смысловыми центрами которого являются бомбардировка Хиросимы и катастрофа Холокоста. Тем не менее, темные страницы человечества со всеми их ужасами не становятся приговором: Лепаж верит в жизнь и способность людей к преодолению и возрождению. Канадский режиссер, работающий как в драматическом, так и в музыкальном театре, известен масштабными постановками со сложной сценографией, светом и машинерией. Впрочем, в современном театре подобное деление давно уже не актуально. Собственно, основанная Лепажем компания Ex Machina — именно что мультидисциплинарный проект, о чем и заявлено в ее манифесте. Когда в 1994 году режиссер придумывал название проекта, главным условием было отсутствие слова «театр» в заглавии. Ex Machina объединяет исполнительские виды искусства: танец, оперу, музыку — с визуальными: кино, видеоартом и мультимедиа. Спектакль «Семь притоков реки Ота» был поставлен в год основания компании и специально обновлен для Чеховского фестиваля этого года. И пусть вас не пугает длительность: Робер Лепаж, на счету которого также постановки концертных программ Питера Гэбриэла и «Цирк дю Солей», как никто знает, как захватить внимание зрителя.
«Xenos»
Последние спектакли с участием Акрама Хана
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
25 и 26 июля
В конце июля в последний раз в качестве исполнителя на сцену выйдет один из выдающихся современных танцовщиков и хореографов Акрам Хан: спектаклем «Xenos» он завершит свою танцевальную карьеру, полностью посвятив себя постановке спектаклей. Британец бангладешского происхождения, в своем хореографическом языке Хан соединяет западную форму contemporary dance с традиционным индийским танцем катхак. На счету Акрама Хана — работа с театральным мэтром Питером Бруком, актрисой Жюльетт Бинош, балериной Сильви Гиллем, выступление на открытии Олимпиады в Лондоне в 2012 году. Спектакль «Xenos», совместный проект театра и фестиваля «Территория», рассказывает историю индийских солдат, участвовавших в Первой мировой войне на стороне Британской империи, через судьбу главного героя — танцовщика, попавшего в кровавую мясорубку. Постановки Хана неизменно зрелищны и поэтичны — пластика гуттаперчевого тела вкупе с невероятно красивым сценическим оформлением завораживают и не отпускают даже после окончания спектакля.
Кстати, этим летом в рамках Чеховского фестиваля на Новой сцене Большого театра можно будет увидеть еще одну постановку Акрама Хана — «Жизель» в исполнении Английского национального балета (11-14 июля).