Культура
Women in Power. Основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина: «Мы должны быть более терпимыми — сейчас это особенно важно»

Маргарита Пушкина, основатель московской международной арт-ярмарки Cosmoscow, вдохновитель целой плеяды не только культурных инициатив — Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников, благотворительного аукциона Off white, патронской программы Cosmoscow и образовательной Cosmoscow Talks и др. — рассказывает о современном искусстве, его роли в жизни общества и о… терпимости.

«Искусство — не про субъективное, не про красоту, оно не должно и не обязано никого развлекать или успокаивать. Оно должно вызывать вопросы, а мы — искать на них ответы».

Ольга Ращупкина: Как изменились миссия Cosmoscow и значение арт-ярмарки для современного общества и искусства за годы существования?

Маргарита Пушкина: Cosmoscow — единственная в России международная ярмарка современного искусства, в этом году — седьмая по счету. На этот раз в Гостином Дворе собрались 67 галерей, 300 художников из 14 стран, за первый день работы Cosmoscow-2019 посетили более четырех тысяч человек. Создавая этот проект, мы понимали, что арт-рынок России находится в стадии развития и продолжает расти и развиваться, поэтому не ждали быстрых результатов. Тем не менее, они впечатляют. Первая выставка по своему
«наполнению» была в четыре раза меньше. Одной из главных задач Cosmoscow — ее миссией — я считаю образование, просвещение. Мы стараемся привлекать внимание и соотечественников, и международной общественности к российскому современному искусству. Оно есть, и оно очень интересное. И трудно переоценить то, что мы делаем для его популяризации. Это и некоммерческая программа Фонда Cosmoscow, созданного два года назад, и масса других интересных проектов. Например, Клуб коллекционеров Cosmoscow, в рамках которого мы проводим лекции, дискуссии, экскурсии на другие выставки, развиваем арт-туризм, возим коллекционеров и патронов Фонда на международные ярмарки, знакомим их с галереями. Плюс, конечно, в дни Cosmoscow работает образовательная программа Cosmoscow Talks. Можно послушать экспертов, задать вопросы, открыть для себя нечто новое.


— Получается, Cosmoscow — это не традиционная ярмарка, где продают и покупают современное искусство, а важный социокультурный проект, в том числе и образовательный?

— Безусловно. Нам очень важно, чтобы как можно больше людей заинтересовались происходящим. Современная культура важна для любого осознанного человека. Это все то, что происходит здесь и сейчас, определяет вас, то, в какое время и в какой среде вы живете, в каком интеллектуальном и эстетическом контексте. Просвещение — задача непростая, но очень вдохновляющая и ужасно интересная!


— Маргарита, как вы думаете, отразился ли мировой экономический кризис на рынке искусства? Люди стали меньше или, наоборот, больше покупать?

— Мудрые люди говорят, что кризис, проблемы помогают посмотреть на многое под другим углом, переосмыслить его и открывают новые возможности. Предметы искусства с каждым днем становятся все более популярным альтернативным финансовым инструментом. Например, во время Второй мировой люди уезжали из охваченной войной Европы, спасали свои семьи и произведения искусства, вывозили Пикассо, Матисса, которые в будущем принесли им серьезные деньги. Извините за банальность, искусство вечно. А если говорить про актуальное искусство, то это не просто объект вложения, а нечто большее — возможность общения, способ расширить свои горизонты, избавиться от стереотипов. Если же вернуться к вопросу приобретения, коллекционирования — актуальное искусство отличается большим разбросом цен. Работу, которая со временем станет шедевром, можно купить за очень скромные деньги.


— Насколько российские покупатели искусства искушены в данном вопросе? Общий культурный уровень, глубокое знание тенденций совриска, знание конкретных творцов и галерей?

— Действительно, в России рынок современного искусства еще только развивается по вполне понятным причинам. Наша страна долгое время была закрытой, у нас не было возможности путешествовать, и у нас до сих пор нет музеев уровня Центра Помпиду или галереи Тейт, где можно в картинках увидеть всю историю искусства XX века. Поэтому я утверждаю, что большой потенциал нашего рынка связан как раз с образовательным моментом, чем сейчас и активно занимается Cosmoscow. Уверена, российское искусство ждет подъем, бум, хотя бы потому, что с каждым годом на арт-ярмарке все больше тех, кто в теме, кто вовлечен. Галеристы рассказывают, что люди задают умные и осознанные вопросы. Я верю в потенциал русских ценителей искусства, коллекционеров, покупателей.


— Маргарита, а какими принципами вы руководствуетесь, когда выбираете очередное произведение для своей коллекции?

— Хотите совет дипломированного специалиста, как правильно вкладываться в искусство, как выбирать и покупать? Частное коллекционирование — это очень индивидуальная история, тем она и интересна. Я искренне считаю, что самое главное правило — выбирать сердцем. Вкус меняется, развивается — причем очень быстро, как и само актуальное искусство, но стоит прислушиваться и к своей интуиции. Не бойтесь открыться новому. И даже если вам что-то кажется непонятным или на первый взгляд странным, остановитесь, подумайте — у любого явления нашей жизни и произведения искусства есть свои причины. Просто пока, возможно, они для вас неочевидны. Смотрите: случилась Вторая мировая война, колоссальная гуманитарная катастрофа. Какая красота и эстетика могла быть после Освенцима? Как откликнулись художники на трагедию? Ушли в абстракцию, началось разложение форм, краски потускнели… Это была и рефлексия, и протест. Искусство не про субъективное, не про красоту, оно не должно и не обязано никого развлекать или успокаивать. Оно должно вызывать вопросы, а мы — искать на них ответы.


— В этом году основной темой Cosmoscow выбран коммунистический авангард. Почему?

— Мы общались с международными галереями — они сами решают, каких художников хотят показать, — оказалось, что происходит некая ревизия искусства XX века, новый взгляд из цифровой реальности с ее моментальным обменом информацией и быстрой сменой трендов на знаковые явления прошлого. Кураторы, галеристы пришли к выводу, что авангардисты 60-70 х гг. недостаточно известны миру, при этом продолжают влиять на современное искусство, вдохновлять современных творцов — так и родилась тема Cosmoscow-2019.


— Можно ли говорить о трендах в современном искусстве? Какие они?

— Нет, оно очень разное, многоликое и не зависит от жанра, потому что в словаре современного художника просто бесконечное количество инструментов и возможностей для самовыражения. Будь то ready made, видео-арт, какие-то медийные технологии. Можно говорить лишь о микротрендах — ретроспективах определенных временных периодов, глобального тренда нет.


— Современное искусство — это искусство актуальное, на злобу дня. Художники активно высказываются на темы политики, экологии. Как вы к этому относитесь?

— Художники — люди, и все люди разные — каждого волнует что-то свое. Политика, несправедливость, вопросы экологии. Еще недавно мы радовались тому, что изобрели пластик, а теперь бьем тревогу, что он угрожает здоровью людей и планеты в целом. Его находят даже в тех уголках планеты, где нет цивилизации!


— Мы как раз писали о том, что Макрон подарил лидерам G7 часы из переработанного океанского пластика…

— И это тоже реакция на злобу дня, как вы заметили. И художники, кураторы не могут быть в стороне. Например, сейчас в «Гараже» идет выставка, посвященная темам экологии «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Это очень своевременный и прогрессивный проект для российского музея. Он о том, как вопросы экологии становятся частью политической повестки. Недавно я была на Зальцбургском фестивале и в Музее современного искусства посетила ретроспективу израильской художницы Сигалит Ландау. Она создает удивительные скульптуры, погружая разные предметы в воды Мертвого моря, то есть, творит в гармонии с природой, не нанося ей вреда. И это тоже история про экологию.


— Но последние события показывают, что не все готовы современное искусство спокойно воспринимать. Художник-каллиграфист Покрас Лампас даже передумал ехать в Екатеринбург после того, как православные активисты выступили против восстановления его работы «Супрематический крест» на площади города. Как вы оцениваете случившееся?

— Общество реагирует бурно на многие вещи. Знаете, я вообще поняла, что демократическое общество — это самый сложный тип организации социума. Мы живем бок о бок, и каждый уверен в собственной правоте, и ценности каждого безусловны. Каждый имеет право высказать свое видение, мнение, а при необходимости — объяснить, почему сказал или сделал именно так, создал такое произведение искусства. Мы должны стараться понять друг друга, быть более терпимыми, не торопиться с выводами — сейчас это особенно важно. Так мы избежим многих конфликтов.


— В XXI веке искусство и дизайн, в том числе и автомобилей, тесно переплелись. И в этом году Audi второй раз поддерживает Cosmoscow. В чем созвучие философии арт-ярмарки и премиального автобренда?

— Дело в том, что технические гении, как и художники, тоже творцы. Они видят те же тенденции и изменения в мире и по-своему на них реагируют. В случае с Audi — создавая красивые, комфортные и безопасные автомобили. Глобальный инфопоток приводит к тому, что вопросы экологии всерьез заботят и художников, и автомобилестроителей. Современное искусство — это часть нашей жизни, как и автомобили, которые теперь не просто средство передвижения, не роскошь, а арт-объект.


— Действительно! На Cosmoscow можно в этом убедиться лично​ — два новых концепт-кара​ Audi​ в центре внимания! Очередь из желающих​ сделать сэлфи с этими потрясающе красивыми автомобилями не иссякает… Я сама сделала, кажется, два десятка кадров!

— Я вас понимаю! Автомобили просто потрясающие! А вообще, дизайн и​ эстетика во​ всем, оглянитесь. Современные дизайнеры, в​ том числе и​ промышленные, по-настоящему вдохновляются современным, актуальным искусством. Это внимательные зрители и​ лучшие коллекционеры. У​ Cosmoscow и​ Audi общие ценности, интерес ко​ всему передовому, жизни в​ искусстве и​ как искусства, искусства в​ жизни. Создатели современных автомобилей​ — те​ же творцы-визионеры, они смотрят в​ будущее, создают что-то новое, полезное и​ красивое для общества. И то, что автомобили становятся предметами повседневного искусства​, как концепт-кары Audi, вполне закономерно. Это знак времени.


— Если вспомнить расхожее высказывание о том, что главные вещи в жизни — это не вещи, то какие главные ценности лично у вас?

— Впечатления, встречи с вдохновляющими людьми. С тех пор, как я занялась Cosmoscow, стала много ездить по миру, посещать галереи, встречаться с кураторами и художниками. Это очень интересно, но непросто. При этом я понимаю, что такова цена — столько «стоит» занятие любимым делом.


— У вас есть лайфхак, как все успевать?

— Учиться расставлять приоритеты. Составлять плотный график: чем больше дел, тем больше успеваешь. Например, хочется заняться спортом, посетить Гайд-парк и наведаться в Serpentine Galleries. Как быть? Я просто надеваю кроссовки, отправляю на пробежку по парку и в конце концов оказываюсь в галерее. А там уже радость и эндорфины для души! Увы, остается мало времени на встречи с друзьями. Это проблема. Я даже грустно шучу по этому поводу, что мы не успеваем дружить. Как-то мы встретились с моей подругой — архитектором, декоратором, арт-консультантом и увлеченным коллекционером Ланой Гриневой — и поймали себя на мысли, что говорим очень быстро, не так как обычно, словно хотим втиснуть в два раза больше информации в отрезок времени. Посмеялись, конечно, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. А если серьезно… у меня растет сын — и это моя главная ценность. Все свободное время стараюсь проводить с ним. Он очень самостоятельный, приходил на выставку, задавал вопросы — интересуется современным искусством. Приятно! Думаю, он гордится тем, что Cosmoscow — проект, который стал моей жизнью, — важен для общества и привлекает такое большое количество неординарных личностей.

07 сентября 2019
Ольга Ращупкина для раздела Культура