Культура

Вкус цвета, рваные картины и феминизм: самые интересные выставки ноября в Москве

Шедевры искусства XX века из венской Альбертины, радикальные абстракции Лучо Фонтаны, первая в России выставка культового фэшн-фотографа Майлза Олдриджа — в ноябре в Москве открываются одни из самых ожидаемых выставочных проектов года.

Рассказываем о главных выставках ноября в Москве, которые нельзя пропустить.

8-я Московская международная биеннале современного искусства

Новая Третьяковка, до 22 января

Основной проект 8-й Московской биеннале, озаглавленный «Ориентирование на местности», вполне мог бы называться «Освоение новых территорий», потому что именно такую амбициозную задачу поставили перед собой организаторы. Отсюда смелое решение пригласить куратором Дмитрия Чернякова, одного из самых востребованных в мире оперных режиссеров, который, как он отмечал в одном из интервью, рад возможности поработать в незнакомой для себя области. Экспозиция биеннале развернулась в пространстве, еще недавно занимаемом многочисленными галереями ЦДХ — весной этого года оно было передано Новой Третьяковке, и галерея постепенно начинает его обживать. Благодаря партнерству с одним из ведущих мировых музеев, венской Альбертиной, в основном проекте можно будет увидеть работы крупнейших художников XX века, в том числе немецкого абстракциониста Георга Базелица, венского акциониста Германа Ницша и звезды феминистского искусства Вали Экспорт. Также биеннале сопровождает насыщенная образовательная программа — циклы лекций по истории искусства в исполнении ведущих искусствоведов, которые можно будет увидеть не только вживую, но и в трансляции и в записи на сайте биеннале.

8-я Московская международная биеннале современного искусства


Лучо Фонтана. Ретроспектива

Мультимедиа Арт Музей, 27 ноября — 23 февраля

Первая в Москве ретроспектива итальянского художника Лучо Фонтаны, одного из самых радикальных абстракционистов XX века после Казимира Малевича и основателя принципиально нового подхода к живописи, названного им спациализмом. В манифесте 1947 года Лучо Фонтана заявил, что живопись и скульптуру следует считать одним видом искусства, объединяющим пространство, время, звук, движение и свет. В 1949 году появилась первая работа, положившая начало циклу Buchi («Дыры»). Она представляла собой цветной холст с разрезами и проколами, воплощая таким образом идею синтеза скульптуры и живописи: нарушив целостность поверхности картины, художник добавил к ней третье измерение, объем. Позже, в 1960-х, Фонтана экспериментировал с текстурами, наносил на определенные области холста толстые слои краски, часто смешанной с песком и другими материалами, а потом процарапывал их. В МАММ будет представлено порядка 60 работ разного времени, от ранних нефигуративных скульптур 1930-х годов до пространственных инсталляций 1960-х.

Лучо Фонтана. Ретроспектива

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты». 1940

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидания». 1961


Майлз Олдридж. Вкус цвета

Центр фотографии им. Братьев Люмьер, 21 ноября — 23 февраля

Первая в России выставка культового британского fashion-фотографа, чьи работы, среди прочего, вошли в коллекции Национальной портретной галереи и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Критики окрестили Майлза Олдриджа «королем цвета» — за узнаваемую яркую, порой китчевую, но неизменно продуманную до мельчайших деталей палитру. В его фотографиях отсылки к лучшим образцам кинематографа: фильмам Федерико Феллини, Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Альфреда Хичкока — соединяются с цитатами из истории западноевропейской живописи: произведений Лукаса Кранаха, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и мастеров Северного Возрождения. Работая в рамках эстетики глянцевых изданий, Олдридж при этом умудряется критиковать общество потребления, порождением которого являются модные журналы. Внушительное портфолио Майлза Олдриджа включает в себя съемки для Vogue, Harper’s Bazaar, GQ, Vanity Fair, Numéro, The New York Times и The New Yorker. Среди сорока работ разных лет, которые будут представлены на выставке, — совместная фотосерия со звездой современного искусства Маурицио Каттеланом 2016 года.

Майлз Олдридж. Вкус цвета


Выставка номинантов Премии Кандинского

Московский музей современного искусства, до 17 ноября

Выставка одной из главных российских премий в области современного искусства представляет собой тотальную инсталляцию, развернувшуюся на втором этаже ММОМА на Петровке. При всем жанровом и тематическом разнообразии работ экспозиция оставляет ощущение единого художественного пространства — которое очень интересно исследовать, потому что оно выстроено как нетеатральный спектакль с продуманной драматургией, неожиданными сюжетными поворотами, лирическими отступлениями и интермедиями. На выставке представлены работы тридцати номинантов из лонг-листа премии. Среди них — звуковая инсталляция Таус Махачевой, в которой она переплетает размышления о взаимопонимании и прощении с исследованием современной цифровой коммуникации; псевдодревности Евгения Антуфьева, создающего из фрагментов разных культур собственную мифологию; поэтическое видео группы «Провмыза» о быстротечности человеческой жизни; микрообъекты группы «Город Устинов» — целая космогония, собранная в одну небольшую витрину. Также здесь можно увидеть видеоработу Саши Пироговой «Сад», которая в этом году участвовала в 57-й Венецианской биеннале.

Выставка номинантов Премии Кандинского


Жизнь и приключения Анатолия Зверева. Молодые годы

Музей AZ, до 22 марта

Анатолий Зверев, о котором Жан Кокто говорил, что тот в одиночку проделал путь западной живописи «от раннего Пикассо до наших дней», был невероятно продуктивен, оставив после себя огромное и разнообразное наследие: рисунки, живопись, книжную графику. Сам он с легкостью расставался со всем, что делал, не особенно заботясь о судьбе своего искусства, процесс для него был важнее. Однако уже в ранние годы в окружении Зверева появились люди, осознавшие ценность его творчества. Среди них — Димитрис Апазидис, сотрудник греческого, а затем шведского посольства в Москве. Его коллекция, хранящаяся в Стокгольме, насчитывает более 1500 работ молодого художника 1950-1960-х годов, порядка 250 из которых Музей AZ показывает на новой выставке «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». По традиции они организованы в тотальную инсталляцию, занимающую три этажа музея. Здесь пейзажи, жанровые зарисовки из парка Сокольники, портреты членов семьи Апазидиса и других людей из ближнего круга Зверева. Кроме того, впервые представлены иллюстрации к романам Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок». Все это работы, проникнутые лирикой, мягким юмором, теплом, радостью жизни и неисчерпаемой энергией молодости — всем тем, чем художник обладал с избытком.

Жизнь и приключения Анатолия Зверева. Молодые годы


Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса. Часть I

ГЦСИ, до 24 ноября

В год столетнего юбилея Баухауса ГЦСИ совместно с Венгерским культурным центром и Музеем Маяковского представляет масштабный выставочный проект, посвященный влиянию Баухауса на искусство XX века. Основанная немецким архитектором Вальтером Гропиусом Высшая школа строительства и художественного конструирования просуществовала всего четырнадцать лет, но ее идеи во многом задали вектор развития современного искусства, архитектуры и дизайна — собственно, Баухаусу мы обязаны появлением самой профессии дизайнера. Один из главных принципов школы состоял в использовании простых геометрических форм, и именно этот аспект лег в основу выставочной концепции. В экспозиции представлены произведения ключевых русских авангардистов, для которых геометрия была не только эстетической, но прежде всего смыслообразующей формулой: Александра Родченко, Владимира Маяковского, Валентины Кулагиной, Эль Лисицкого, Натальи Гончаровой, Алексея Крученых, Варвары Степановой. Геометрия завораживала и кинематографистов 1920-х годов — так, на выставке демонстрируются видеопроекции немецких художников Ханса Рихтера и Викинга Эггелинга, которые снимали абстракционистские фильмы, состоящие из линий и простых фигур, движущихся в заданном ритме. Также здесь можно увидеть работы венгерских последователей Баухауса из коллекции будапештского музея абстрактного искусства Mobil MADI. Впрочем, кураторы не ограничились историей, проявление идей Баухауса в современном искусстве иллюстрирует инсталляция «Блюз на крыше», созданная мастерской «Движущиеся картинки» Андрея Суздалева.

Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса. Часть I

04 ноября 2019
Инна Логунова для раздела Культура