Известный голливудский художник по костюмам Яни Темиме в преддверии выхода на российские экраны 24-го фильма о Бонде «007: Спектр» дала эксклюзивное интервью Posta-Magazine.
Мы поговорили
о костюмах Джеймса Бонда и Гарри Поттера, а также о том, как лучше понять персонаж, чтобы сшить ему правильный наряд.
Вот Бонд бежит по крыше дома в Мехико в идеально скроенном костюме. Спотыкается, падает, отстреливается, на его лице оседает пыль и сажа… безупречным остается лишь костюм. Вот герой Кристофа Вальца собирается «покончить» с британским агентом. На нем, злодее, элегантные укороченные брюки и мокасины на босую ногу — у этого человека безупречный вкус. Вот новая «девушка Бонда» в исполнении актрисы Леи Сейду приходит на свидание с возлюбленным в поезде в платье стального цвета, которое просто невозможно не захотеть заполучить в свой гардероб. Вот героиня неотразимой Моники Белуччи скорбит в черном кружевном платье. Костюмы в фильме «007: Спектр» — логическое продолжение героев, помогающие лучше понять их личность, раскрыть характеры, обратить внимание на детали.
Это уже второй фильм об агенте британской разведки 007, над которым работает Яни Темиме, на этот раз — в рамках сотрудничества с брендом Gillette. За ее плечами около 50 работ в кино, самой громкой из которых была «поттериана». Всенародно любимых волшебников Хогвардса Яни одевала на протяжении семи лет. В списке самых ярких ее работ также «Бриджит Джонс: Грани разумного», «Залечь на дно в Брюгге» и «Гнев титанов».
Posta-Magazine: Яни, расскажите, пожалуйста, в чем особенность профессии художника по костюмам?
Яни Темиме: Основная моя работа заключается в том, чтобы помочь режиссеру донести до зрителя его историю. Это делается с помощью костюмов, освещения, прически, макияжа и множества других элементов. И моя цель во всем этом — придумать такой костюм, чтобы он стал продолжением своего героя, усилил его характер, помог лучше его понять и раскрыть.
— Приходится ли перечитывать сценарий или достаточно просто описания героя?
— О, нет, я всегда начинаю с прочтения сценария, чтобы лучше понять характер. После чего непременно беседую с режиссером, чтобы отметить и визуализировать какие-то детали. И только после этого сажусь за эскизы.
— Что помогает понять суть характера персонажа, создать образ?
— После того, как актер прошел кастинг и персонаж, наконец, выбран, у меня происходит окончательное понимание образа, а также той идеи, которую режиссер хочет воплотить в жизнь. Я встречаюсь с актерами и изучаю, как они ходят, говорят и даже сидят. Я делаю это для того, чтобы лучше понять, почему режиссер выбрал именно этого человека и что мне надо будет добавить в образ для полноты картинки.
— Часто ли вам приходится нарушать правила в угоду «идеальному» костюму?
— Нет, никогда. У меня классический вкус и образование, и это та основа, на которой все держится.
— Какую из своих работ вы считаете лучшей?
— Безусловно, сегодня это «007: Спектр». Последний фильм всегда самый лучший, потому что я должна верить во все, что делаю. Я всегда вдохновлена и мотивирована своими новыми работами, потому что стараюсь жить «здесь и сейчас».
— Режиссеры часто вмешиваются в вашу работу? Как вы к этому относитесь?
— Режиссеры и продюсеры всегда являются частью творческого процесса, но мне это нравится. Работать с ними в тесном контакте интересно, потому что это помогает лучше понять персонаж, лучше рассказать историю с помощью костюмов. Мне кажется, это очень правильно — иметь возможность задавать вопросы. Особенно в начале творческого процесса.
— Ставили ли режиссеры перед вами невыполнимые задачи?
— Я бы сказала, что задачи бывают сложными, но невыполнимыми я бы их не назвала.
— Какой этап самый сложный в вашей работе?
— Как и любой другой художник по костюмам, я должна помочь режиссеру донести до зрителя его историю. Помогаю создавать персонажей и сбалансировать сцены с текстурой и цветом. Для этого мне приходится тесно сотрудничать с художниками по свету, постановщиками, парикмахерами и визажистами. Для меня самым сложным этапом является первое появление костюма в кадре, я всегда волнуюсь и думаю, насколько эстетично это будет смотреться, ведь одна неверная деталь может буквально разрушить всю сцену.
— А что самое интересное?
— Мне нравится, когда эскизы превращаются в готовые платья. А еще — находить совершенные ткани и делать подгон по фигуре.
Эскиз платья для героини фильма «007: Координаты „Скайфолл“»
— Что необходимо для того, чтобы выстроить наиболее эффективное сотрудничество с режиссером?
— Я считаю, костюмеры должны думать о себе, как о составляющей из сферы услуг, о том, кто обслуживает идеи режиссера — тогда все получится.
— В вашей фильмографии есть картины о разных эпохах. На какие источники вы опираетесь при работе над костюмами?
— Провожу исследования по различным историческим периодам, а также читаю сценарий, чтобы отметить ключевые элементы для своей работы.
— Считаетесь ли вы с мнением актеров?
— Конечно же, особенно в процессе подготовки костюма.
— Черпаете ли вдохновение в других фильмах?
— Я черпаю вдохновение отовсюду — из фильмов, выставок и повседневной жизни, должна признать, я действительно смотрю очень много кино.
— Создавая костюмы для персонажа, обращаете ли внимание на тренды, актуальные в текущем сезоне?
— Нет. Для меня важен сценарий.
— Кого из известных кутюрье вы считаете иконой стиля?
— Ах, какой трудный вопрос! Я думаю, что у каждого десятилетие есть дизайнер, знаковых для своего времени. Для меня лично это Коко Шанель 30-х годов.
— Самые экстремальные условия в которых вам приходилось работать.
— О, они всегда связаны с погодой. Жара или холод легко сделают работу художника по костюмам очень сложной. Например, на последнем «Бонде» я должна была постоянно следить за тем, чтобы рубашки героя были свежими, без каких-либо признаков пота.
— Ваш самый любимый образ?
— Если бы я могла выбрать только один! Моими главными фаворитами на протяжении многого времени были, конечно же, герои «бондианы» и «поттерианы».