Андрей Кончаловский не хочет, чтобы его фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был выдвинут на соискание премии «Оскар». У режиссера на это есть «личные» и «общественные» причины.
Об этом триумфатор минувшего
Венецианского фестиваля рассказал в открытом письме, направленном в Российский оскаровский комитет, возглавляемый Владимиром Меньшовым.
В нем мэтр, в частности, пишет о том, что находит нелепой борьбу за голливудскую премию, поскольку прежде неоднократно осуждал «голливудизацию» российского рынка и пагубное влияние американского кино на формирование вкусов российских зрителей. Более того, Кончаловский утверждает, что «Оскар» сильно переоценен и «создает иллюзию мирового признания», что вовсе не обязательно соответствует действительности. Не устраивает режиссера и само название номинации — «Лучший фильм на иностранном языке»:
«Сама формулировка категории […] должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании (орфография и пунктуация автора сохранены — прим.)».
Продолжая свою мысль, кинематографист размышляет о том, что развитие культуры определяется не американскими или псевдоамериканскими лентами, а работами художников из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока и, в том числе, России. «Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке», — пишет Андрей Кончаловский, завершая свое послание просьбой исключить его картину из списка обсуждаемых фильмов.
Напомним, что на фестивале в Венеции драма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» была удостоена «Серебряного льва» за «Лучшую режиссуру». Фильм рассказывает о жизни российской глубинки; сценарий картины основан на реальных персонажах и событиях, а жители играют в нем самих себя.
Кадры из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»