Механизмы

Механизмы с Яном Коомансом: мужской уикенд на Nürburgring Nordschleife

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг.

Что такое Nürburgring Nordschleife,

как запомнить правописание и почему люди наклеивают «это» на свои авто?

Начнем с того, что знаменитый Нюрбургринг — это гоночная трасса. И если вы хотите правильно ее называть, вам надо помнить, что расположена трасса в немецком городе Нюрбург. Не Нюрнберг, до которого четыреста километров, и уж точно не Нюрнбург — такого вообще не существует. На это стоит обратить внимание, поскольку некоторые умудрялись ездить в другую часть Германии.

А вот почему это кольцо-Ring стало автомобильной Меккой всего мира, придется объяснить чуть более подробно. Нюрбургринг — это на самом деле два трека: старая «Северная петля» (или Nordschleife) и новый GP-трек (Гран-при). На официальных гонках эти треки обычно объединяются вместе, поскольку на Нордшляйфе нет правильного пит-лейна. Но даже при том, что на GP-треке проводятся гонки «Формулы-1», для большинства людей он не столь интересен. А вот «Северная петля» легендарна и известна под кличкой «Зеленый Ад».

«Северная петля» — это как призрак из прошлого. Ее открыли в 1927-м году, когда защитным барьером на треке считались даже тюки соломы, наваленные друг на дружку. Кстати, знаменитая бельгийская кольцевая трасса Спа-Франкошам 1920-го года находилась всего в часе езды от Нюрбурга и во многих отношениях была похожа на Ring. Оба трека были очень длинные: 20,8 км в Нюрбурге и 14,9 в Спа. Обе трассы были высокоскоростные, находились в окружении деревьев и крутых склонов, но без защитных барьеров. Это было время, когда «нормой» считалась гибель одного-двух пилотов «Формулы» в год.

В конце концов, и Spa, и Ring сочли слишком опасными для гонок F1, и на том же месте были построены новые трассы. Но если в Спа старую трассу в процессе модернизации пустили в утиль, то кольцо GP на Нюрбургринге было выстроено бок о бок с Nordschleife, не затронув легенду. С 20-х годов прошлого века на «Северной петле» было сделано лишь несколько незначительных изменений. Убрали самые худшие бугры, установили настоящие защитные барьеры, но сама схема трассы сохранилась почти в точности. Иными словами, это по-прежнему высокоскоростная трасса, с кучей слепых поворотов и огромными перепадами высоты. Быстрый дорожный автомобиль вроде BMW M3 проходит круг примерно за 8 минут. То есть, средняя скорость на треке — около 150 км/ч, с разгоном свыше 250 км/ч на длинных прямых!

Nordschleife считается самой сложной трассой в мире, и именно поэтому производители автомобилей давно используют ее для тест-драйвов. Если твоя тачка быстра на Ринге, она будет быстрой где угодно. Сначала Рингом пользовались, по большей части, немецкие бренды, но сегодня там принято «прогонять по кругу» прототипы почти всех спорткаров. Подозреваю, что не в последнюю очередь ради неплохой раскрутки. Каждую неделю в автомобильной прессе появляются «шпионские кадры» закамуфлированных автомобилей, гоняющих по Рингу. Некоторые производители устраивают настоящую войну за цифры секундомера и выкладывают пройденные с рекордным временем круги на youtube. Там же сотни молодых юнцов, которым еще рано садиться за руль, спорят в комментариях от зари до заката.

Однако главная причина всемирной славы «Северной петли» Nordschleife — это Touristenfahrten. Суть этих «туристических заездов» в том, что кто угодно может приехать на трек на своей машине (!), купить билет и прогнать кружок-второй по самому страшному треку в мире. Экстраординарности добавляет тот факт, что на время «туристенфартен» Ring внезапно превращается в обычное немецкое шоссе общего пользования. То есть, машина, на которой вы приехали, всего лишь должна быть зарегистрирована и застрахована, а водители — соблюдать ПДД. И это — на гоночной трассе. Звучит скучно? В любом другом месте это, возможно, и было бы скучно, но только не в Германии с любимыми мною автобанами (шоссе с участками без ограничения скорости). Так что, в некоторые моменты Nordschleife становится односторонней автомагистралью без скоростного режима. Единственное правило ПДД, на которое придется действительно обращать внимание: обгон только слева. Это незаурядный правовой режим. Немцы не берут на себя роль государства-няньки, и как любитель автомобилей и вождения я их за это безмерно уважаю.

Возможность гоночного уикенда на треке для всех простых смертных, неравнодушных к сторости, существует с самого создания Нюрбургринга, но лишь в 1990-х годах о ней начали узнавать водители не только из ближайших Германии-Бельгии-Голландии. В середине 2000-х Ring стал поистине всемирно знаменит: автомобильные журналы и телепередача Top Gear начали рассказывать о существовании этого утопического храма скорости в горах Айфель. Со всей Европы на Ринг стали стекаться сотни тысяч быстрых мужчин, забивая воскресными пробками дороги, которые никогда и не знали раньше, что такое «пробка».

Я впервые поехал туда по приглашению друга в 2004-м году, и самым ярким воспоминанием для меня стало изумительное собрание машин на парковке. Как будто ты оказался в миниатюрной вселенной, где у всех мужчин в порядке с головой и где существуют только быстрые автомобили. Помню еще, что я очень-очень медленно ехал по треку. Если ты не знаком с тем, как проходит трасса, то поначалу езда — это нескончаемый кошмар, в котором холмы и деревья загораживают обзор, а более быстрые машины постоянно тебя обгоняют. Так что неплохо бы заранее изучить несколько видео или пройти виртуальную трассу на компьютерном симуляторе. Справляться с трафиком проще, когда едешь быстрее: тебя уже не так-то просто обойти.

К сожалению, вот уже 4 года я не ездил на Ринге, но обязательно вернусь туда, когда выдастся шанс. Я там немало поездил на сильно усовершенствованном Volvo 850, и это было невероятно весело, поскольку другие водители, скажем, на быстрых «Поршах», не ожидают такого сюрприза от Volvo. После заезда твое «странное быстрое «Вольво» становится темой для приятных бесед — на парковке, с приятелями, о существовании которых ты и не подозревал.

 

Вот видео, которое было снято в 2010-м, один из моих последних кругов по «Северной петле». Где-то в середине я встретил модифицированный Ford Focus RS, который довольно быстро ехал. В этом «фокусе» на самом деле стоял двигатель Volvo, похожий на мой. Это делало ситуацию еще интереснее. Водитель, очевидно, был в курсе моего присутствия, и у нас получилась небольшая дружественная гонка. Лишь потом я узнал, что за рулем был хорватский гонщик ралли, который еще не очень хорошо знал трассу.

 

v

 

 

Тем, кто соберется на уикенд в Нюрбургринге, я бы рекомендовал не ехать в самый сезон и, по возможности, выбирать более короткие вечерние заезды по будням. При таком раскладе вы избегаете большинства туристов, которые понятия не имеют, в какую сторону идет трасса. Это повысит ваши шансы разделить трек с опытными водителями, то есть, в зеркало заднего вида придется смотреть всерьез. «Местный» водитель в 911 GT3 RS наверняка окажется намного быстрее вас, на чем бы вы ни ехали. На Ринге все упирается в знание трассы. А на ее изучение уходит много времени, с ее-то длиной, бесчисленными поворотами и разным асфальтом на разных участках. Даже со стажем в 1000 кругов люди учатся на каждом новом круге.

Большинство аварий случается с теми, кто после нескольких кругов думает, будто хорошо знает трассу. Едешь побыстрее, давишь посильнее, тут-то все и выходит из-под контроля. На Ринге «местный» на Renault Megane может легко обойти дебютанта на Ferrari 458. Не давайте своему эго вести машину за вас, а то оно набьет шишек, себе и вам. Через несколько заездов вы вероятно заметите, что на Ринге во время открытых для публики сессий слишком много велосипедов, автобусов и абсолютно ужасных водителей. Это решаемо: на «Северной петле» можно забронировать трек-день, когда трассу, по сути, арендует одна частная компания друзей. Это бывает лишь пару раз в году, и цена побольше нескольких билетов на один круг, но оно того стоит!

Я проехал по Нордшляйфе около 200 кругов, и могу честно сказать, что ни разу не врезался. Но причина только одна — везение. Я помню несколько случаев, когда я был на пределе и такие истории есть у каждого, кто регулярно гоняет по Рингу. Не всегда что-то случается по вашей вине: на многих участках Ринга вы не видите, что там за поворотом, входя на скорости за 200 км/ч. Если там вдруг неожиданное препятствие или разлито масло, значит, вам…просто не повезло. Что говорить, если даже знаменитое Ring Taxi от BMW — с профессиональными гонщиками за рулем — несколько раз терпело поражение.

Другими словами, помните обо всем этом, не гоните на 99%, лучше держитесь на 85% из возможных, и все будет отлично. Если вы не можете приехать со своей машиной, прямо рядом с трассой есть несколько специализированных прокатных контор. Они организуют вам трансфер из аэропорта Кельн/Бонн до Ринга. Они также предлагают инструктаж по вождению — настоятельно рекомендуется, ведь эти люди с радостью покажут вам местность. Главное, не советую плотно обедать накануне.

Проехав «Северную петлю», вы поймете, почему некоторые путешествуют за тридевять земель ради сравнительно короткого времени на этом кусочке дороги. Это нужно сделать хотя бы раз в жизни. Потрясающий ландшафт, колоссальное ощущение скорости, и все это в окружении людей, разделяющих вашу страсть, на какой бы машине они ни ехали. Если вы любите вождение, то это событие, которое полностью оправдывает ожидания и шумиху вокруг него. Каждый круг — приключение, непохожее на прошлый, а обсуждать их потом с друзьями на парковке — почти такой же кайф, как и сам заезд. Как бы иронично это ни звучало, но нет места ближе к водительскому раю, чем этот «Зеленый Ад».

 

 

 

 

04 сентября 2014
Ян Кооманс для раздела Механизмы