Тревожная новость для коллекционеров: ученые заявили, что краски, которые использовали Анри Матисс и Ван Гог, с годами бледнеют.
«Дышащие» работы импрессионистов
не терпят статики?
Ученые из Франции, Бельгии и США заявили, что желтая краска на картинах Ван Гога и Матисса со временем бледнеет, приобретая все более бежевый оттенок. Причина явления — в использовавшейся многими импрессионистами и пост-импрессионистами желтой кадмиевой краске, теряющей свою насыщенность при длительном нахождении при ярком освещении.
![]()
![]()
Анри Матисс Le bonheur de vivre (The Joy of Life), 1905
Исследователи изучали картины «Радость жизни» Матисса, «Цветы в голубой вазе» Ван Гога, сильно изменившиеся с момента их написания столетие назад, но утверждают, что подобное происходит и с многими другими шедеврами эпохи. Эта работа Ван Гога уже обсуждалась учеными: в 2010 году в журнале Analytical Chemistry была опубликована статья, согласно которой «Цветы в голубой вазе» постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между «лимонным» пигментом, сульфидом кадмия и защитным лаком. Эффект увядания коснулся не только желтого: красный (свинцовый сурик) также теряет свою насыщенность из-за «отбеливающего» краску свинца.
![]()
![]()
Винсент Ван Гог Wheat Stack Under Clouded Sky, 1890
Ученые рекомендуют галеристам рассмотреть возможность содержания картин этой эпохи в менее освещенных залах и с другим уровнем влажности помещений. Изменения красок — своеобразный природный «фотошоп», серьезно корректирующий шедевры 20 века. Не придется ли нам вскоре спорить о цвете на картинах Ван Гога и Матисса, как модники спорили о цвете платья?









