Стиль жизни

Art& More с Евгенией Киселевой. Аукцион легкого жанра: Алексей Зайцев о торгах в галерее «Альбион»

В московской «Альбион Галерее» открывается предаукционная выставка печатной графики XVI-XX вв.

Фотограф Евгений Гурко

Антиквар и аукционист Алексей Зайцев

рассказывает о топ-лотах торгов.

— Как человек, который в антикварном деле давно, расскажи, в чем отличие аукционов в России, от торгов, например, британских домов?

— В Британии это повседневная форма взаимодействия продавца и покупателя. Там с публичных торгов продается всё: от приплода телят и наследства старушки до красивых автомобильных номеров и платьев кинозвёзд. Такая обычная форма, рядом с которой люди живут с детства. Что касается арт-аукциона, на Западе это место, где дилеры и галеристы сами покупают вещи — относительно недорого. Чтобы потом выставить у себя, подсветить, сделать буклет, презентацию… — и продать уже за другие деньги.

Ориентиры, которые указываются как предполагаемая цена в каталоге, специально ставятся скромными, чтобы привлечь больше потенциальных покупателей. Потом, если всё пойдёт правильно, они будут превышены в ходе борьбы, иногда очень заметно. То есть в основе быстрота оборота и состязательность, а не изначально высокая заявленная цена.

У нас в стране, напротив, представление, что аукцион — некая высшая форма реализации предметов искусства. Часто те, у кого нет опыта взаимодействия с мировым арт-рынком, полагают, что это — обязательно высокие эстимейты и сверхдорогие вещи. Глядя на это, мы поняли, что здесь и сейчас нужно делать как раз легкие развлекательные торги, впрочем, в разумной пропорции разбавляя их раритетами и шедеврами, а не пытаться поразить общественность громкими цифрами. В конце концов, есть же крупные зарубежные дома.

— Сколько лет существует аукционный дом «Альбион»?

— Первый удар молотка мы сделали в 1999 году, осенью будет 15 лет. Торги у нас проходят два-три раза в год. Залог успеха любого аукциона в том, чтобы на него была выставлена коллекция интересных и разнообразных вещей. Мы, с точки зрения концепции, делаем ставку на, условно, развлекательный жанр. Опыт говорит, что такие мероприятия лучше делать в легком формате, разумеется, не в ущерб здравому смыслу и качеству.

— Как выбираются вещи для каталога? Какие сюжеты наиболее востребованы?

— Котики (смеется). Важно группировать тематические блоки: виды городов и пейзажи, море, история, мифология, библейские сюжеты, ботаника и зоология, географические карты и планы — вот разделы, где каждый может найти что-то для себя. Мы стараемся разбавлять их работами старых мастеров — часто это громкие или даже первые имена искусства гравюры, уровня Эрмитажа и Пушкинского музея.

Опыт показывает, что востребованность бывает разной. Случаются торги, когда не остается ни одного ботанического листа. Бывает, уносят все географические карты. Или «под корень» расходится мифология. Я пытался анализировать, но не смог найти явной рациональной составляющей. Может быть, «виновато» изменение моды, настроения, ветер наступающей весны…

— На ближайших торгах должны, кажется, хорошо пойти карты Российской империи…

— Вполне вероятно, ведь карты — универсальная тема для подарков. Так же, как цветы или животные далёких стран. Подбор таких листов позволяет оформлять пространства, традиционно плохо поддающиеся декорированию, — лестничные марши, холлы, коридоры. Серии работ, ярких и разнообразных, легко подобрать в практически любом, не ограниченном ничем, кроме фантазии, количестве. В интерьере это важно.

— Какие лоты предстоящих торгов наиболее интересны?

— Вот шикарный лист Жака Калло, одного из мэтров искусства гравюры, под названием «Искушение Св. Антония». Это вершина творчества автора и, наверное, его самая знаменитая вещь, над ней он работал много лет. Оттисков сохранилось немного, это настоящее маленькое чудо, что один из них попал к нам. Год создания впечатляет: 1635-й. Подобный офорт есть в собрании Государственного Эрмитажа, он неоднократно опубликован в научных изданиях.

— Какова вероятность встретить такую же гравюру где-то ещё?

— Зависит от сюжета и техники. Если речь о ксилографии, то есть гравюре на дереве, то они печатались в количестве одного-двух десятков, потом приходилось подновлять доску. Если на меди, как эта, то оттисков высокого качества могло быть максимум 60-70. Найти на рынке вещь, аналогичную ей, крайне маловероятно. В антикварной лавочке можно встретить перепечатки более позднего времени, но не оригинальные оттиски XVII века.

Гравюры старых мастеров — искусство для избранных, в отличие от живописи, которая гораздо понятнее массовой аудитории. Но если при создании полотна любую возможную ошибку легко исправить и продолжить писать, то одно неверное движение гравёра — и пластину нужно полировать и нарезать заново. Работа долгая, филигранная, требует огромного терпения и концентрации, особенно когда речь о большеформатных листах со сложными сюжетами.

Например, у «нашего» Калло демоны пугают Св. Антония и одновременно истязают друг друга, их много, иногда они огромные, иногда — крохотные. Сцена показана в ироническом ключе, глядя на неё ужаса не испытываешь, а воспринимаешь как раз как победу духа и веры над возможными страхами и соблазнами.

— А что за удивительная работа с металлическими блёстками?

— Этот вид Эйфелевой башни — неожиданная находка. Сама гравюра, по меркам вида искусства, достаточно поздняя — 1889 года. Кроме сюжета и того, что она приурочена к открытию башни, не было бы ничего особо примечательного, если бы кто-то в свое время не украсил ее стразами и металлической аппликацией. Вручную сделанное завершение из золотистых и серебристых пластинок-чешуек придает уникальность и неповторимость. Я такой предмет держу в руках впервые, второй уж точно не найти.

— А вот и котик!

— О, это очень любопытный дикий кот. Лист из французского издания, посвященного естественной истории, вторая половина XVIII века. Время активного освоения мира, самых дальних его уголков. Тогда выходила масса изданий о путешествиях, растительном и животном мире разных земель и островов, об удивительных находках и открытиях. У человека впервые возникло реальное ощущение, что Земля — круглая. Представления о мире приобрели логическую завершенность. Любопытно, что в более ранних листах «лица» животных абсолютно антропоморфные, с человеческими выражениями и мимикой. А тут, мы видим, искусство уже пришло к объективному отображению реальности. Хотя взгляд у котика непростой, зверь он явно дикий.

— В торгах можно участвовать по телефону?

— Как угодно. Можно по традиции в зале поднимать специальную карточку или трогать дужку очков. Можно по телефону — сейчас такие средства связи, что однажды клиент покупал работы, собирая в лесу грибы. Или заполнить заочную форму заявки. Для последних двух способов нужно только заранее сообщить нам список лотов и оставить координаты. Все это позволяет экономить время, особенно если вас интересуют несколько лотов, а не вся коллекция.

Но я рекомендую в любом случае познакомиться с вещами на выставке, потому что вы покупаете не только то, что о них написано, но и собственное впечатление, которое очень важно. В каталоге перечислены объективные характеристики, а обладание произведением искусства — процесс прежде всего субъективный. Иногда, когда клиент говорит, что ищет летний пейзаж, где впереди поле, сзади лес, сверху небо и облачка, ты можешь привезти ему пять таких работ, он посмотрит — нет, что-то не то. А потом увидит бурное море и скажет: вот оно. Здесь абсолютно личностный, часто подсознательный выбор — как влюбленность, как открытие новых стран и городов.

— Ты находишь свое иногда не там, где ожидаешь?

— Совершенно верно. Покупка произведения искусства — не только оценка объективных критериев, но и тонкое взаимодействие. Поэтому важно оценить, возникает ли между вами психоэмоциональный контакт, и после этого принимать решение.

Детали от Posta-Magazine:
Аукцион «Старинные гравюры и карты. Печатная графика XV-XX веков» откроется 29 марта в 14 часов.
Выставка лотов с 22 по 28 марта с 11 до 19 часов.
Галерея «Альбион», Остоженка, 7, стр. 1.
Тел.: 7 (495) 792 54 40, 775 83 45
www.antik.msk.ru

Предыдущая статья

Art&More с Евгенией Киселевой. Art Tokyo 2014: в лучших традициях

Вазы эпохи Эдо и инсталляции Яёи Кусамы мирно соседствуют на токийской ярмарке современного искусства и антиквариата.

Антиквар и аукционист Алексей Зайцев

рассказывает о топ-лотах торгов.

Читать далее…

 

 

 

24 марта 2014
Евгения Киселева для раздела Стиль жизни