73-й по счету Венецианский кинофестиваль длится вот уже третий день и закончится 10 сентября. И пока жюри под руководством режиссера Сэма Мендеса выбирает фаворитов, киноманы всего мира слетаются в город на воде, чтобы посмотреть на любимых артистов и режиссеров и, конечно же, кино.
Россию в основной конкурсной программе
представляет новый фильм Андрея Кончаловского «Рай». С него и начнем.
Фильм «Рай» рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны. В этой истории переплетаются три судьбы — русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера СС. Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды, найденные куски пленки, где не все части сюжета были обнаружены. Одним из важных элементов ленты стали монологи-исповеди персонажей. Фильм снят на трех языках — русском, немецком и французском, а главные роли в картине исполнили Юлия Высоцкая, немецкий актер Кристиан Клаус и известный французский актер Филипп Дюкен. Роль Генриха Гиммлера исполнил Виктор Сухоруков. Съемки картины проходили в России и Германии.
Фильм «Рай» Андрея Кончаловского
«Атмосфера на съемочной площадке была такая, что сравнить ее можно только с запоем. Головокружительная воронка, в которую засасывает всех, кто занят в фильме. Абсолютное доверие к режиссеру, я бы сказала, вера в него и даже влюбленность. Актеры ведь — дети — по сути своей: ждут, что режиссер увидит в них лучшее, раскроет то, что до этого никто не видел. Так что, если снимаются у режиссера, то доверяют ему полностью. А доверяя, идут до конца. Я — не исключение. Если бы я полностью не полагалась на Кончаловского, как на режиссера, то не раздевалась бы в кадре, не брилась бы под машинку, не озвучивала бы труднейшие по своему эмоциональному накалу сцены на французском языке, да и, пожалуй, многое другое не делала бы. Когда меня наголо брили, я, может быть, и чувствовала гнев, но к мужу, а не к режиссеру. Во мне в таких случаях, слава Богу, всегда побеждает актриса», — рассказала Юлия Высоцкая.
«Очи черные» |
«Сталкер» |
И еще два российских фильма вошли в программу «Венецианская классика» — «Очи черные» Никиты Михалкова и «Сталкер» Андрея Тарковского. Что до основной конкурсной программы, то в ней участвуют 20 картин — тут вам и Вим Вендерс, и Франсуа Озон, и Эмир Кустурица, и Терренс Малик. Но обо всем по порядку.
Открыл венецианский смотр в этом году оптимистичный проект под названием «Ла Ла Лэнд» — мюзикл Дамиэна Шазелла, главные роли в котором исполнили Райан Гослинг и Эмма Стоун. Они рассказывают историю начинающей певицы и джазового пианиста, пытающегося свести концы с концами.
Режиссер-философ Терренс Малик покажет свой первый документальный проект, картину «Путешествие во времени», в которой изучает вселенную от рождения до предполагаемого конца. У фильма две версии: 10-минутная IMAX с закадровым голосом Брэда Питта и полуторачасовая полнометражная, текст в которой читает Кейт Бланшетт. Ее и покажут зрителям и жюри на венецианском смотре.
Эмир Кустурица расскажет историю любви во время боснийской войны, причем он сам разыграл ее дуэтом с Моникой Белуччи. Новый фильм называется «По млечному пути». К этой же теме обратился и эксцентрик Франсуа Озон, снявший картину «Франц». Кстати, съемки проходили в Германии, историей, культурой и языком которой режиссер интересуется уже много лет. А вот канадец Дени Вильнев предположил, что было бы, если бы к общению с инопланетянами допустили ученых. В его фильме «Прибытие» их играют Эми Адамс и Джереми Реннер, а в основу легла повесть Теда Чана «История твоей жизни».
И несколько слов про внеконкурсную программу, которая тоже заслуживает внимания. Здесь, например, покажут ремейк «Великолепной семерки» Джона Стерджеса, которую нынче переснял Антуан Фукуа, добавив в классическую историю современного звучания. Среди исполнителей главных ролей — Дензел Вашингтон и Итан Хоук. Кстати, в российском прокате картина появится уже совсем скоро — 22 сентября.
Мел Гибсон тоже в Венеции. Он покажет здесь фильм «По соображениям совести» с Эндрю Гарфилдом в главной роли, повествующий о событиях Второй мировой. И его стоит посмотреть уже хотя бы потому, что это первый за десять лет режиссерский проект Гибсона, подарившего нам когда-то «Страсти Христовы» и «Апокалипсис». К теме войны и памяти обратился и Сергей Лозница. В фильме «Аустерлиц» он рассказывает о местах, которые хранят страшные воспоминания, о «фабриках смерти» и концлагерях, где людей сжигали до тла. Дахау, Равенбрюк, Заксенхаузене, Берген-Бельзене, Дора-Миттельбау — сегодня сюда приезжают тысячи туристов, чтобы отдать дань памяти и почтить погибших. Лозница попытался это сделать с помощью своего нового проекта.
А вот Ульрих Зайдль задался вопросом, зачем люди охотятся, да так углубился, что снял фильм «Сафари», в котором размышляет о том, что именно побуждает людей убивать животных, и почему они так часто превращаются в одержимых охотников. «Сафари» — это размышление об убийстве ради удовольствия, доступном, кстати, не только богачам и аристократам, но и людям со средним достатком, которых становится все больше.
Паоло Соррентино и вовсе расфантазировался. И снял пару эпизодов фильма «Молодой Папа», повествующих о первом вымышленном понтифике-американце итальянского происхождения Пие XIII. Роль которого исполнил обаятельный и нестареющий Джуд Лоу. Съемки проходили в Италии, США и даже странах Африки, а главная тема, которая интересовала Соррентино, — поиск и утрата веры.
И последние пара проектов, представленных в программе Cinema nel Giardino. Тут можно увидеть вездесущего (не побоюсь этого слова) Джеймса Франко, который, совсем как Вуди Аллен, снимает по фильму в год, а в перерывах снимается сам. На этот раз он экранизировал роман классика американской литературы Джона Стейнбека «И проиграли бой» и сам же сыграл главную роль. Что до Ким Ки Дука, принимающего участие в этой же программе с картиной «Сеть», мастер символизма и метафор на этот раз пытается проанализировать, как живет поделенная на две страны нация (Северная и Южная Корея), а заодно показать темную сторону южных корейцев — а она в корне отличается от той светлой стороны, которую нам постоянно демонстрируют. Фильм уже продан в семь стран и вскоре появится в мировом прокате.