Posta-Magazine встретился с куратором выставки, посвященной Джеймсу Бонду, и выяснил, как стиль агента 007 повлиял на умы современных мужчин.
Задача экспозиции —
показать, как создавался фильм с точки зрения дизайна.
Два года назад — аккурат в преддверии выхода 23-го фильма про самого знаменитого агента на службе Ее Величества — в Лондоне была презентована выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда». Экспозиция вызвала нешуточный ажиотаж — ну согласитесь, каждый из нас хоть раз да и представлял себя героем знаменитой киноэпопеи — если не в роли шпиона с ослепительной улыбкой, то, как минимум, его девушкой — одной из тех чувственных красоток, что с неповторимой элегантностью носят бриллианты и вечерние платья, скрывая под узкими подолами отнюдь не безопасные аксессуары вроде ножей (в лучшем случае) и пистолетов.
Атрибутика всегда имела огромное значение для самого Бонда и всех его создателей, идет ли речь об его литературном «отце» Яне Флеминге или о режиссерах, каждый из которых стремился наполнить быт агента 007 необходимыми предметами роскоши, будь то автомобили, гаджеты или костюмы, лучшие из которых, бесспорно, от Tom Ford.
Шпионский гардероб — вообще отдельная тема для обсуждений. Вы наверняка заметили, что Бонд предпочитает смокинги только темно-синего цвета (этот оттенок называется midnight blue), гавайские рубашки с коротким рукавом и часы от лучших производителей — детали его стиля, к слову, были почерпнуты из образа самого Флеминга, который и сам когда-то служил в военно-морской разведке. О том, каким образом формировался внешний вид агента МИ-8 и как он менялся на протяжении последних пяти десятилетий, мы поговорили с Бронвин Косгрейв — историком моды и писателем, ставшей одним из кураторов выставки, открывшейся сегодня в Мультимедиа Арт Музее.
Изучая многочисленные регалии госпожи Косгрейв, я рисовала в своем воображение образ этакой эксцентричной женщины от моды в духе Сьюзи Менкес или хотя бы Кэти Гранд. Каково же было мое удивление, когда передо мной возникла стройная, энергичная женщина с харизмой Шарон Стоун. Оправив свой костюм Alberta Ferretti («Не люблю total-look, но это подарок дизайнера!»), она решительно отказывается проводить интервью в офисе и направляется прямо в выставочное пространство, где полным ходом идет подготовка к открытию.
Мы моментально погружаемся в атмосферу «бондианы» — под сводами над нами завис вертолет, тут и там слышны выстрелы, звучат знакомые голоса и мелодии, а со стен взирают постеры картины и архивные кадры со съемок. Бронвин любовно обводит взглядом верхний этаж, и мы начинаем.
— Прежде всего, хотелось бы узнать, как долго шла работа над экспозицией и по каким принципам были отобраны предметы для данной выставки?
— Инициатором проекта стала Линди Хемминг, «оскраносная» автор костюмов к «бондиане», с которой мне посчастливилось работать. У нас возникла идея воссоздать мир, в котором живет агент 007, а заодно рассказать об этапах формирования его образа посредством дизайна. Все, кто смотрел эпопею, знают, что Джеймс Бонд существует в определенной среде: вооруженный до зубов, он путешествует по миру, посещает казино и званые ужины, спасает мир от злодеев и иногда, хотя и крайне редко, появляется на горнолыжном склоне. Мы хотели добиться эффекта тотального погружения, чтобы зрители, пришедшие на выставку, почувствовали себя полноправными участниками действа и хотя бы на несколько минут стали героями фильма.
Работа над экспозицией велась в течение нескольких месяцев. Несмотря на то, что это — своего рода ретроспектива, мы хотели, чтобы она смотрелась максимально современно, ведь Джеймс Бонд всегда опережал время.
Мы действовали, как дизайнеры, которые обращаются за вдохновением в архивы модных домов, интерпретируя идеи предшественников на новый лад (вспомните последние показы Balenciaga или Chanel). Тут действовал тот же принцип. В Лондоне расположен огромный архив «бондианы». Его единственной хранительницей является девушка по имени Мэг. В архиве собраны абсолютно уникальные объекты: костюмы, реквизит, афиши, кадры со съемок, эскизы. Часть экспонатов — в том числе удивительной красоты винтажное колье Christian Dior — нам выделили частные коллекционеры.
Я настоятельно рекомендую начинать знакомство с выставкой с верхнего уровня музея — как и фильмы, экспозиция стартует с начальных титров. Взгляните: это же видер-арт в чистом виде!
Бронвин Косгрейв (крайняя справа) на открытии выставки
— Известно, что Флеминг «наградил» Джеймса Бонда собственными привычками, в том числе — страстью к чрезвычайно элегантным костюмам от лучших британских портных. Какие еще предметы из гардероба писателя можно увидеть на его персонаже?
— Конечно, визитной карточкой агента 007 стали его костюмы и смокинги — изначально их шил Энтони Синклер, любимый портной самого Флеминга и режиссера Теренса Янга, у которого одевались также многие офицеры королевской гвардии. Считается, что самым элегантным и стильным был Бонд в исполнении Шона Коннери, однако Синклер, впервые увидев актера, отнюдь не был уверен в его кандидатуре. Шотландец был, скажем так, неограненным алмазом — разглядеть потенциал за его внешней неотесанностью было не так-то просто. Поэтому первое, о чем его попросил портной, это переспать в его новом костюме — Коннери должен был свыкнуться со своим новым обликом, «срастись» с ним. Думаю, вы понимаете, о чем я — порой одежда способна полностью преобразить нас, поднять на совершенно новый уровень. Коннери провел ночь в костюме от Синклера и стал одной из икон современности.
Нельзя сказать, что история Джеймса Бонда — это автобиография, но Бонд действительно унаследовал характер и привычки самого Флеминга. Как и писатель, разведчик любил смокинги определенного покроя и цвета, завязывал галстук-бабочку «черчиллевским» узлом, предпочитал короткие рукава длинным. Безусловно, эпопея задокументировала дух автора, который передался и его персонажу, однако каждый актер по-своему преподносил и интерпретировал его.
— На протяжении более чем 50 лет мистер Бонд является ролевой моделью для мужчин самых разных возрастов и социальных положений — причем это касается не только поведенческих аспектов, но даже и гардероба. Как вы считаете, в чем заключается причина столь феноменальной популярности?
— Надеюсь, что этой выставкой нам удалось дать ответ на ваш вопрос (хитро улыбается — прим.). Для меня, прежде всего, речь идет о качестве — Бонд предпочитает только самое лучшее, идет ли речь о женщинах или машинах. Тот же гардероб — думаю, ни для кого не секрет, что британские портные славятся качеством своих вещей. Кроме того, он всегда был на шаг впереди своих конкурентов — например, он первым появился с телефоном-«раскладушкой» на экране: тогда это был настоящий технологический прорыв! Он пилотирует самолеты, управляет яхтами, в его распоряжении лучшее оружие мира, но при этом Бонд — не какой-то фантастический супергерой, а вполне реалистичный персонаж, что лишний раз доказала последняя серия франшизы. Создатели, в том числе продюсер Альберт Брокколи, никогда не отрывались от реальности, но всегда старались чуть-чуть опережать ее.
Если же говорить о популярности фильмов про агента 007 у женщин, то тут не последнюю роль сыграли дизайнерские наряды, в которых щеголяют подружки спецагента. Кстати, большинство туалетов, представленных на выставке — оригинальные, однако несколько из платьев нам все же пришлось воссоздать, поскольку они оказались утеряны. На мой взгляд, создателям фильма удалось практически невозможное — адаптировать реальную моду к особенностям кинопроекта. Над созданием костюмов к «бондиане» трудились лучшие дизайнера мира — причем не только британские. Взгляните, например, на этот футуристический наряд от Azzedine Alaia, в котором снималась Грейс Джонс в серии 1985 года «Вид на убийство», или платье, созданное Юбером Живанши для картины 1979 года «Лунный гонщик», который до этого одевал лишь одну актрису — Одри Хепберн.
— С каждой серией, с каждым новым актером характер агента заметно менялся. Последнего Бонда в исполнении Дэниела Крейга много критикуют — якобы он недостаточно обаятелен для 007. Какой из Бондов лично вам наиболее симпатичен?
— Времена меняются. На мой взгляд, Дэниел Крейг органично вписывается в череду Бондов, точнее, его современную ипостась. Киноиндустрии не хватает подобных героев — при всей его внешней брутальности, он остается живым человеком — не зря в последней серии нам приоткрыли завесу над его частной жизнью. Да, возможно, ему не хватает немного юмора, но на самом деле, он, как и агент 007 в исполнении Тимоти Далтона, гораздо ближе к оригинальному образу, предложенному Флемингом: его персонаж был куда более мрачным и суровым, чем мы привыкли видеть на экранах.
Своим любимым Бондом я бы, пожалуй, назвала Роджера Мура — хотя я и смотрела все фильмы эпопеи, я выросла именно на сериях с его участием. Думаю, любой, кого вы спросите, назовет вам того агента 007, который был его кумиром в детские годы. Бонд в исполнении Мура очень харизматичен, интеллектуален, а кроме того, в нем есть эта легкая нотка иронии, что повлияло на его гардероб — во-первых, он стал первым 007, одевшим белый пиджак (попробуйте представить в таком Шона Коннери!), а во-вторых, его брюки были всегда чуть расклешенными — как напоминание о военно-морском прошлом.
— И 50 лет назад, и сегодня мужчины хотят выглядеть как агент 007. Насколько эстетика фильмов про Джеймса Бонда повлияла на модную индустрию?
— Как я уже упоминала, над созданием фильмов про Бонда трудились не только профессиональные портные, но и самые именитые дизайнеры мира. Агент 007 всегда был прекрасно одет — не ультрамодно, нет, скорее, это такой вневременной шик. Одно время в его гардеробе главенствовали костюмы Brioni, с приходом Дэниела Крейга итальянская классика сменилась американским духом от Tom Ford. Мужчины всегда хотели обладать чем-то из арсенала суперагента — его кардиганом в стиле Стива МакКуина, портфелем от Gucci, часами Omega и даже плавками La Perla.
— Можете назвать предмет, которым мужчина непременно должен обладать, чтобы чувствовать себя как Джеймс Бонд?
— О, это чрезвычайно легкий вопрос! Хорошим смокингом и … автомобилем Aston Martin, конечно (смеется — прим.)! И дело даже не в самой машине, а в той ауре элитарности, которой она обладает. И потом, такой автомобиль — своего рода гаджет, а гаджеты — это то, без чего мужчины жить не могут, уж поверьте!
Так, за разговорами, мы проходим весь путь вплоть до финальных титров. Беседа незаметно перетекает от Джеймса Бонда к вещам куда более будничным — например, текущему положению дел в фэшн-индустрии. Бронвин считает, что вопреки мрачным прогнозам некоторых критиков, уверенных что мир моды стал слишком коммерческим, индустрия переживает позитивный период — благодаря развитию масс-маркета люди могут выглядеть стильно, не вкладывая в свой внешний вид огромных денег, при этом авангардные дизайнеры сейчас не менее востребованы, чем их титулованные коллеги:
«За примером далеко ходить не надо. Сегодня я гуляла по Москве и видела множество модных, невероятно стильных девушек. Мне нравится, что вы, русские, не боитесь эксплуатировать традиционные элементы в ваших костюмах — современные интерпретации кокошника, например. Я, кстати, с интересом слежу за тем, что делает Ульяна Сергеенко, всегда с удовольствием общаюсь с Мирославой Дума».
На позитивной ноте, внушающей надежду на подъем российской модной индустрии, Бронвин крепко жмет мне руку — открытие выставки уже вечером, ей еще многое нужно успеть.
«Бонд» Дэниел Крейг и Ольга Куриленко
Детали от Posta-Magazine:
Выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» пройдет с 11 июня по 7 сентября 2014 года
«Мультимедиа Арт-Музей», ул. Остоженка, 16