В конце января в Москве традиционно стартует сезон фестивальных показов национальной театральной премии «Золотая маска», который продлится вплоть до 15 апреля, когда будут объявлены победители. Рассказываем о привозных и отдельных московских спектаклях, которые стоит посмотреть в ближайшие месяцы.
Другая «Золушка» Пермского театра оперы и балеты, музыкальная биография Эзры Паунда, столкновение с НЛО, ибсеновские скелеты в шкафу и неизжитые травмы XX века — современный театр не боится сложных, порой болезненных разговоров со зрителем.
«Манон Леско»
Впервые на сцене Большого театра была поставлена опера Джакомо Пуччини «Манон Леско». В заглавной роли — номинированная на «Золотую маску» Анна Нетребко, выбравшая эту партию для своего дебюта на сцене главного театра страны. На премию выдвинут и ее муж Юсиф Эйвазов, исполняющий партию возлюбленного Манон кавалера де Грие. Спектакль номинирован также за лучшую работу режиссера в опере (Адольф Шапиро) и работу художника (Мария Трегубова). Метафора превращения юной героини в женщину и одновременно жертву обстоятельств, игрушку в руках богатого старика — огромная кукла на сцене. А бумажные дома — как символ хрупкости обреченной любви Манон и де Грие. Блистательный вокал, психологизм актерской игры и итальянская страсть, которую Пуччини вложил в свое творение, — спектакль из числа обязательных к просмотру.
Большой театр
24, 26 января (Айноа Артета, Роберто Ароника) и 25 и 28 января (Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов) в 19:00
|
«Золушка»
«Золушка» Пермского театра оперы и балета в постановке его главного балетмейстера Алексея Мирошниченко — совсем не та детская сказка, которую вы знаете с детства (собственно, и жанр спектакля обозначен в программке как «балетная драма»). Действие разворачивается во времена хрущевской оттепели в Большом театре, куда приезжает принц — премьер Парижской оперы. А Золушка — молодая балерина, которую активно ненавидит капризная прима. Новая версия балета Сергея Прокофьева — очередная попытка осмысления советского прошлого, его идеологии и эстетики, которые продолжают жить в коллективном бессознательном современной России. Однако при всей драматичности «Золушка» Мирошниченко исполнена оптимизма и волшебства — потому что, как ни крути, сказки случаются и в жизни. Спектакль выдвинут на премию в нескольких категориях, в том числе «Работа дирижера» (Теодор Курентзис), «Работа хореографа», а также «Женская и мужская роли» (Инна Билаш и Никита Четвериков).
На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
6 февраля в 19:00
|
«Губернатор»
Спектакль Андрея Могучего (номинация «Работа режиссера») поставлен по одноименному рассказу Леонида Андреева, ставшего откликом писателя на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича в 1905 году. Отдав приказ расстрелять толпу бастующих рабочих, губернатор подписал себе приговор, обрек на мучительную жизнь с призраками убитых людей, на мучительный, никогда не прекращающийся диалог со своей совестью, на отчаяние из-за безвозвратной потери себя прежнего. Революционные события в постановке — контекст для трагедии шекспировского масштаба, которая могла бы развернуться в любую эпоху. Спектакль петербургского БДТ им. Товстоногова — о неизбежности возмездия, которое следует за преступлением. Вопрос в том, что страшнее: смерть или психологическая пытка длиною во всю оставшуюся жизнь.
На сцене МХТ им. А. П. Чехова
7 и 8 февраля в 20:00
|
Cantos
Одноактная опера, вдохновленная биографией и модернистской поэзией Эзры Паунда, была написана композитором Алексеем Сюмаком специально по заказу Пермского театра оперы и балета. Она исполняется на английском, французском, греческом, латинском и других языках — по сути, фонетический ряд здесь становится не частью музыки, а самой музыкой. Столь же размыта граница между игровым и зрительским пространством: зрители располагаются прямо на сцене. Спектакль погружает не столько в противоречивую жизнь Паунда, сколько в ее образы, которые превращаются в череду картин: поддержка фашизма, арест, военная тюрьма, суд, десять лет в психиатрической больнице, смерть в Венеции. Режиссером спектакля выступает Семен Александровский, работающий в направлении документального театра. Среди номинаций Cantos — работа режиссера, работа композитора, работа художника (Ксения Перетрухина), работа дирижера (Теодор Курентзис).
10 и 11 февраля в 20:00
На сцене Дворца на Яузе
|
«В гостях. Европа»
Иммерсивный спектакль немецкой театральной группы «Римини Протокол» (номинация «Эксперимент») разворачивается в обычной московской квартире. Здесь нет актеров, а есть одни лишь зрители, которые и становятся его главными героями. На протяжении двух часов за столом происходит дискуссия, направление которой задает компьютерная игра. Вопросы, на которые предстоит отвечать зрителям, касаются частного и общественного, социальных проблем и их личного отношения к ним. И хотя сценарий определяет канву разговора, главное содержание спектакля импровизационно и зависит от конкретных людей, объединившихся в одно время в одном месте. Во всех своих работах «Римини Протокол» экспериментируют с театральным пространством, зрительским восприятием и самим понятием театральной ситуации, помещая спектакли на улицы города, в кузов грузовика или музейный зал. Таким образом они не разыгрывают заранее придуманное действо перед глазами зрителей, а создают спектакль из их сиюминутных мыслей и эмоций.
23, 24, 26 февраля и 23, 24, 25 марта в 13:00 и 19:00
Место проведения спектакля будет объявлено дополнительно
|
«Кузмин. Форель разбивает лед»
Постановка Владислава Наставшева входит в цикл из пяти спектаклей «Гоголь-центра», посвященных поэтам Серебряного века. «Форель разбивает лед» — последняя, одиннадцатая книга стихов Михаила Кузмина, опубликованная в 1929 году, которая и стала отправной точкой спектакля. Сюрреалистический, эстетский, эмоционально насыщенный, спектакль Наставшева соединяет в себе биографию и поэзию Михаила Кузмина в образное, визуально безупречное зрелище. Особенно стоит отметить написанную самим режиссером музыку, которая, дополняя и расширяя текст, расставляя и усиливая смысловые акценты, по сути является самостоятельным героем спектакля. (Собственно, музыка была столь же сильным увлечением и призванием Кузмина, поэта и композитора, что и литература, и именно она во многом определила его эстетику.) Драматичная однополая любовь, творческие поиски, сомнения в себе — при всей условности формы спектакля образ Кузмина здесь предельно объемен и полон настоящей жизни и страстей.
24 февраля в 19:00, 25 февраля в 18:00
«Гоголь-центр»
|
«Ахматова. Поэма без героя»
Еще один спектакль из поэтического цикла «Гоголь-центра», выдвинутый на премию в номинации «Работа режиссера» (Алла Демидова и Кирилл Серебренников). Текст «Поэмы без героя», «Реквиема» и отдельных стихов Анны Ахматовой в исполнении Аллы Демидовой становится проводником в трагическую историю XX века: революции, войны, потери близких. Алла Демидова многие годы изучала поэму Ахматовой, ее многослойные образы и обстоятельства создания. Чем глубже она погружалась в текст, тем более он усложнялся, обрастал новыми смыслами и коннотациями, говорит актриса. Она воссоздает на сцене самый дух ушедшей эпохи, придавая воспоминаниям о том времени порой пугающую тактильность.
27, 28 февраля в 20:00
«Гоголь-центр»
|
«Вернувшиеся»
Иммерсивный спектакль-променад погружает в мир пьесы Генрика Ибсена «Привидения» о жизни внешне приличного семейства, история которого наполнена весьма неблагопристойными обстоятельствами. Пространство действия — два этажа особняка XIX века, в комнатах которого зритель, который волен свободно перемещаться по залам и коридорам, на расстоянии вытянутой руки наблюдает за эпизодами семейной драмы. Прекрасная актерская игра, современная хореография, хичкоковский саспенс и эротика в духе «Широко закрытых глаз» Кубрика: «Вернувшиеся» — спектакль столь же эстетский, сколь зрелищный.
10, 11, 16, 17, 23, 24, 30, 31 марта в 19:00
Дашков пер., 5
|
«Дракон»
«Дракон» (номинация «Работа режиссера»), как многие постановки Константина Богомолова, наполнен символами советского прошлого и современной массовой культуры — впрочем, не стоит искать в нем прямых аналогий с сегодняшним днем. Пьеса Евгения Шварца о жизни людей под властью чудовища, с которым все смирились как с неизбежностью, но, может, не таким уж злом, «Дракон» — в гораздо большей степени о глубинной природе человека, о вечном противостоянии инстинкта выживания и приспособленчества, возвышенной романтики и приземленной реальности. Каждая сцена и диалог предельно насыщены смыслами и ассоциациями. Дракона исполняет Игорь Верник, чья актерская работа номинирована на «Золотую маску», губернатора и его сына — семейный дуэт Олега и Павла Табаковых. Две части истории, о жизни под властью дракона и после освобождения от него, маркированы цветом: первая — черная, вторая — розовая. Мир с тираном понятен и однозначен, но свобода от него — гораздо более сложное время: ведь она означает необходимость морального выбора.
14 марта и 12 апреля в 19:00
МХТ им. А. П. Чехова
|
«Музей инопланетного вторжения»
Проект, претендующий на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент», — пример не режиссерского театра, а театра художника. Его авторы — команда под названием Театр взаимных действий, в которую входят художники и сценографы Шифра Каждан, Леша Лобанов и Ксения Перетрухина. Театрализованная «музейная» экспозиция рассказывает о вымышленной высадке инопланетян в Томской области в 1989 году. Сочетание псевдодокументального формата с жанром научной фантастики позволяет авторам превратить анализ совсем еще недавнего прошлого в игру. Экскурсоводы знакомят зрителей с «артефактами»: архивными документами КГБ, макетами зоны высадки НЛО, аудиозаписями свидетельств, а публика с удовольствием погружается в мистификацию. Во многом этот спектакль — аттракцион, но все же аттракцион интеллектуальный.
15–18 марта в 16:00 и 19:00
Боярские палаты СТД РФ
|
«Чук и Гек»
В рассказе Аркадия Гайдара «Чук и Гек» дети отправляются из Москвы в Сибирь, где их отец работает геологом. Режиссер Михаил Патласов, специализирующийся на документальном театре, соединяет классику советской детской прозы с документальными свидетельствами жертв сталинских репрессий — в разгар которых, в 1939-м, и был опубликован рассказ. Спектакль петербургского Александринского театра выдвинут на «Золотую маску» за режиссерскую работу, работу художников (Мария Лукка, Александр Мохов), а также в номинации «Женская роль» (Ольга Белинская). Минималистичная сценография с макетом Кремля и видеопроекциями на заднике сцены. На протяжении всего спектакля пронзительные в своей обыденной трагичности истории перемежаются благостными планами идеальной жизни советского общества. Спектакль высвечивает неизжитые травмы, до сих пор напоминающие о себе шрамами и фантомными болями, которые, кажется, передаются по наследству из поколения в поколение. И единственная возможность их вылечить — сделать зримыми и осязаемыми, — что и происходит на сцене.
20 и 21 марта в 20:00
На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
|
«Дядя Ваня»
«Дядя Ваня», поставленный Юрием Бутусовым в петербургском Театре им. Ленсовета, как почти все спектакли режиссера, полон гротеска и буффонады, неожиданных перепадов эмоций — и музыки, которая порой становится самостоятельным героем. Бутусов как никто чувствует Чехова, эту разорванность его персонажей, отчаянно стремящихся к счастью, даже внутренне признавая его невозможность. Музыка порой заглушает речь героев, потому что уже не важно, что они говорят: эти люди так часто не слышат друг друга, что слова теряют значение. Тем более выражен их физический язык: они бьются в конвульсиях, мечутся по сцене, застывают неподвижно в изнеможении. Трагические неудачники, чья жизнь проходит или прошла мимо. Но Бутусов, понимая причины их неудач, наблюдает за ними не отстраненно: его человеческая природа постоянно сопротивляется этой обреченности. И хотя все в пьесе остаются несчастными, спектакль кричит об обратном: выход есть, его не может не быть.
2 и 3 апреля в 19:00
На сцене МТЮЗа
Полное расписание фестиваля на сайте www.goldenmask.ru