Стиль жизни

Art&More. Свежесть южного солнца: Зинаида Серебрякова в Третьяковке

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой.

Уникальные работы

из собрания французского фонда Fondation Serebriakoff впервые выставляются в России.

Юбилейная выставка Зинаиды Серебряковой в Государственной Третьяковской галерее продолжает серию проектов, посвященных крупнейшим художникам русского зарубежья, в числе которых уже показанные ретроспективы Гончаровой, Загрекова, Фешина и Баранова-Россинэ.

Выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания французского фонда Fondation Serebriakoff» проводится в 130 год со дня рождения художницы. В экспозиции — поздние работы Серебряковой и двух ее младших детей. Более семидесяти произведений, привезенных из парижской мастерской художницы, никогда ранее не выставлялись в России. Портреты, ню, марокканские зарисовки, написанные уже в эмиграции, демонстрируют удивительную верность внутренним традициям и художественным принципам, избранным автором в юности.

Представительница известной художественной династии, Зинаида Серебрякова была последним, шестым ребенком скульптора Евгения Лансере и его жены Екатерины, дочери архитектора Николая Бенуа. «Продукт художественной семьи» — словосочетание Александра Бенуа, придуманное по отношению к себе, можно отнести и к Зинаиде Лансере, в замужестве Серебряковой. Ее художественная одаренность проявилась рано, скорее вдохновленная примером семьи, чем воспитанная ею. По воспоминаниям современников, в один прекрасный момент Серебрякова «неожиданно для всех предстала уже готовой художницей» и ее причисление к группе «Мир искусства» произошло само собой.

Счастливый период жизни Серебряковой довольно краток: ужасы революции, ранняя смерть мужа, вынужденная эмиграция и разлука с детьми пришли на смену светлому периоду биографии, однако не забрали света и жизнелюбия из произведений Серебряковой. Холстов среди эмигрантских работ не так много — средства не позволяли писать маслом. Центральное место на выставке занимают пастели, написанные в Марокко. Найденные почти случайно и отреставрированные, они передают впечатления Серебряковой от путешествий 1928 и 1932 годов.

Поздние работы Серебряковой полны солнца и воздуха. «Мы чувствуем свежесть южного солнца, которой пронизаны все французские вещи художницы. Она, как правило, писала на пленэре в месяцы летнего отдыха, выезжая на побережье Франции или в Англию, Швейцарию, где могла остановиться у родственников. А поскольку писала она всегда жадно и безостановочно, мы видим все, что она посещала. Это чудесный материал! Это радость для глаз! И ценность этого искусства именно в его искренности, мягкой спокойной интонации, в светлом взгляде на мир», — комментирует куратор выставки Татьяна Ермакова.

Дополняют выставку Зинаиды Серебряковой работы ее младших детей — Александра и Екатерины. Выросшие в атмосфере парижской мастерской своей матери, они оба являются продолжателями русской реалистической традиции и мастерами миниатюрного акварельного письма.

Детали от Posta-Magazine:
Выставка открыта до 30 марта
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4518/

 

 

 

18 февраля 2014
Евгения Киселева для раздела Стиль жизни