30 тысяч человек — столько может вместить в себя «Олимпийский». Вдвое больше вмещал он 1 и 3 апреля — то были желающие попасть на концерт Земфиры. В нашей стране она остается одним из немногих музыкантов, кто способен, как в старые добрые времена, собирать целые стадионы.
В чем причина такой популярности
и действительно ли Земфира готова завершить гастроли — об этом Posta-Magazine расспросил музыкальных критиков Артемия Троицкого и Вадима Пономарёва.
Такое ощущение, что только самые ленивые и непродвинутые не сходили на концерт Земфиры в минувшие выходные и не написали об этом в своих «фейсбуках» и «инстаграмах». Всех остальных понять легко — своей программой «Маленький человек» артистка давала последние выступление гастрольноги тура.
Билеты на шоу были проданы еще в ноябре, причем буквально за несколько часов. Позади — двадцать городов, аншлаги и поклонники, «как гром среди ясного неба» февральское объявление об окончании гастрольной деятельности и скандал в Вильнюсе, когда она попросила кого-то из фанатов убрать украинский флаг из зала. Впереди, наверное, отдых и путешествия. Или запись нового альбома. А еще осознание того, какую огромную работу она, Земфира, проделала. Она вообще очень трудолюбивая, наверное поэтому ее так ждут и чтут. Потому и собирает стадионы.
«Публика за несколько лет успела соскучится по певице, потому и было на ее концертах так много людей, — сказал Posta-Magazine музыкальный критик Артемий Троицкий. — Такой внутренней свободе, какая есть у нее, можно искренне позавидовать. Она по-настоящему независимый человек, это и подкупает. Она не гонится за деньгами, выступает редко, к тусовке отношения не имеет, — все это и делает ее успешной. Встречи с ней, действительно, ждут. Что до ее заявления об окончании гастрольной деятельности, мне кажется, она просто погорячилась. Но время покажет, посмотрим».
Так и есть, и тому есть масса подтверждений. «Никто в России не собирает 30 тысяч два концерта подряд. И приятно, что это под силу именно ей…Z», — написала в своем Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) Ксения Собчак, большая поклонница творчества Земфиры. Сама певица со сцены призналась, что в Москве ей сложнее всего: «Я дома. Дома всегда тяжело». Рената Литвинова, которая не только пристально следит за концертной деятельностью подруги, но и постоянно пишет об этом в социальных сетях, призналась, что и Москва и публика здесь — «самые любимые». К слову, на концертах она также присутствовала. И даже поднималась на сцену и станцевала с Земфирой импровизированный танец.
Таких как Земфира, способных собирать стадионы, сегодня действительно можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, они есть. «Артистов формата СК „Олимпийский“ не так много даже среди зарубежных звезд. В первую очередь это стадионный рок — от Muse до Radiohead, от Земфиры до ДДТ и „Чайфа“. Когда есть повод, именно „Олимпийский“ выбирают Лепс, Киркоров, Меладзе, Билан и другие большие звезды. Но надо понимать, что это очень дорогое удовольствие, и многим гораздо проще сыграть несколько концертов в „Крокусе“ или Кремле, чем строить декорацию и световую партитуру под „Олимпийский“, которые сразу после концерта можно выбрасывать в утиль, в турах по регионам ничего из этого не пригодится, — рассказал нам музыкальный критик Вадим Пономарев. — Земфира дает в „Олимпийском“ концерты не часто, и даже не раз в год, как многие артисты ее уровня популярности. Так что аншлаги никак не должны удивлять. А вот причины появления в „Олимпийском“ у нее всякий раз разные — то новые альбомы, то новый состав группы, то новый образ, например. В этот раз сошлось многое: новый состав и заметно переделанные старые (и относительно новые) песни. К тому же у нее вышло несколько „кинематографических“ альбомов, которые не получили должного стадионного воплощения. В Москве по ней банально соскучились. В прекращение гастрольной деятельности я не верю, в России других способов заработка просто не существует».