27 и 28 марта в театре им. Вахтангова — премьера спектакля «Бесы» режиссера Юрия Любимова. Обозреватель отдела культуры Posta da VIP Анастасия Филатова увидела фрагменты спектакля до его официальной премьеры.
Сегодня в театре имени Вахтангова
широко и с размахом отметили Международный День Театра.
Актеры и пресса присутствовали на открытии экспозиционного зала на третьем этаже, где в фотографиях и костюмах запечатлена вся история театра Вахтангова, поздравили актрису Марию Аронову с присуждением ей звания народной артистки России, а главное — своими глазами увидели спектакль «Бесы» в постановке Юрия Любимова. После показа нескольких фрагментов спектакля, который Юрий Петрович поставил после ухода с театра на Таганке, режиссер рассказал Posta da VIP подробности работы над «Бесами».
О театре им. Вахтангова:
В театре им. Вахтангова я вернулся в молодость свою. Я учился здесь. Стены тут безусловно родные, но уже другие. В том смысле, что старые были разрушены немецкой бомбой. И это здание было уже позже построено. Это сталинский стиль и, если хотите мое мнение, я его не люблю.
О работе в Театре на Таганке
Спектакль «Бесы» не адресован никому из моих бывших коллег. Я совсем по другим причинам ушел из Театра на Таганке, который я организовал и создал, а государство не вкладывало в него денег. Я еще выплатил государству по тем временам 75 тысяч рублей — сейчас это миллионов семь в валюте…
Об особенностях постановки «Бесов»:
Я старался выразить в спектакле Федора Михайловича Достоевского. Я его не дописывал и никаких вольностей себе не позволял. Я взял произведение великого классика, которого знает весь мир, и я не имею морального права его переделывать. Особенно текст. Произведения Федора Михайловича без религии нельзя понять. Кто не понимает его религиозный мир и его отношения с богом, тот не поймет смысла его книг.
Юрий Петрович Любимов с сыном Петром
О работе актеров:
Я удовлетворен работой актеров. А если бы не был доволен, то я бы взял зонтик и скромно ушел сейчас, не подслушивая, что скажет публика.
Леонид Бичевин
О «Бесах», поставленных в Лондоне 28 лет назад:
Сейчас это совсем другой спектакль в отличие от того, что я ставил 28 лет назад в Лондоне. Это новая композиция. Я ее переделывал полгода. Главное отличие — это то, что я сделал главным лицом Николая Ставрогина. Поэтому он так условно и убивает себя у меня в спектакле. К слову, некоторые работники культуры говорили, что, мол, как же так, он же повесился. А у меня в постановке он сам табуретку опрокидывает.
О сложностях в спектакле:
Главная сложность — это время. Мне же уже тоже хочется отдохнуть. Мне скоро будет 95 лет! И это значит, что я о многом думаю и уже никуда не тороплюсь. Могу спектакль полгода делать, год. Слава богу, я «не пойду с сумой», как Пушкин говорил.
О профессии
У меня опыт уникальный во всех вопросах — как ставить свет, как чувствовать пространство, потому что я этим занимаюсь полвека и потому, что я все время этим интересовался. Мой учитель Рубен Николаевич Симонов часто ко мне обращался: «Юра, почему вы все время на моих спектаклях сидите и сидите?» А я сидел, смотрел, и мне было интересно, как он все это делает.
О музыке в спектакле:
В «Бесах» звучит музыка из балета Игоря Стравинского «Петрушка». Я очень люблю Стравинского и его замечательного ученика Владимира Мартынова.
О зрителях:
Я никогда не подлаживался к публике и к критике, меня это мало волнует. А с годами мне еще больше стало все равно. Спросите в «Таганке». Посмотрите, как у них зритель переменился. Один критик недавно мне сказал: «Вот тут у вас (в театре им. Вахтангова) все в порядке, а там (на Таганке) все до сих пор короли умирают…» И зритель мой оттуда откатил. Сейчас я достаточно зрелый человек, мне надо там (показывает на небо — прим. Posta da VIP) представать, а я буду о публике думать.
О внутренней свободе и министрах:
Мы разучились быть свободными. Для меня высшее блаженство — свобода моей головы. Как я чувствую искусство, так и показываю публике. Можно только чувствовать искусство, а не мероприятие делать. Коллектив не при чем. Тут причем только талантливость или бездарность. Бездарность в искусстве — это тяжелый груз. Дар господь бог дает, а не власть. Они думают, что поставили специалистов, а потом ошибаются — надо разобраться, кого назначили. А они этого не понимают, поэтому часто меняются министры, а последний министр — умный образованный и он во многом понимает, он же дипломат. Отбывает по моим слухам к Папе Римскому. Ну что ж, пусть. Там очень хорошие сады, прекрасная пища и вечный город. Он заслужил.
Актер театра им Вахтангова Юрий Шлыков (роль Степана Трофимовича Верховенского):
«Бесы» — это очень сложная работа. За мою 14-летнюю службу в театре им. Вахтангова для меня, как для артиста, режиссера и педагога работа над этим спектаклем была мучительным процессом. И потому, что Достоевский, и потому, что в инсценировке Юрия Любимова, и потому, что это его личный авторский взгляд. Мы — лишь исполнители воли режиссера. И в этом сложность — угадать, ощутить то, что хочет режиссер. Этот спектакль о предощущении катастрофы. Мы стоим на краю этой катастрофы. О том, что люди могу уничтожить самих себя, мир вокруг. У Достоевского есть замечательная фраза, которая не вошла в спектакль: «Если лишить людей великого, то не станут они жить и умрут в отчаянии». Тяжело работалось с Любимовым. Это чрезвычайно требовательный художник. Шаг вправо, шаг влево — расстрел. Задача была очень точно вплоть до интонации воплотить его авторский замысел. Но это его право, это же авторский спектакль. Тем более это его стиль, это стиль Театра на Таганке».
Актер театра им Вахтангова Юрий Шлыков
Актер театра им Вахтангова Сергей Епишев (роль Николая Ставрогина):
«Основная трудность заключалась в том, что когда Юрий Петрович начал репетиции, он этот спектакль уже поставил в своей голове. Нам нужно было его только воплотить. И нужно было следовать за Юрием Петровичем. Ведь он не очень поощряет импровизации и актерское сочинительство. Он настаивает на выполнении придуманного им рисунка. Нам надо было настроиться на Любимова, понять, что он хочет и максимально точно выполнить то, что он хочет. Вот этой настройкой и тюнингом мы и занимались большую часть времени. Надеюсь, результат и наши вибрации совпали. Персонаж Ставрогина необъятный. Когда я прочитал первый раз, то даже немного испугался, потому, что непонятно, за что хвататься. Потому что там в нем так много всего. Юрий Петрович вытащил его презрительное отношение к миру, аристократичность и барчуковость на первый план, — они-то и стали основным фундаментом роли. Ну и дальше вокруг этого роль стала обрастать подробностями, мыслями, связанными с митингами, которые сейчас происходят вокруг…».
Актер театра им Вахтангова Сергей Епишев
На премьерных спектаклях Юрий Петрович всегда сидит в зале. И точно дирижер с помощью фонарика он руководит действием — подгоняет актеров нервными, быстрыми движениями руки и света, успокаивает их, плавно дирижируя. Просто сидит с включенным фонариком в руках — это хороший сигнал для актера — значит все идет как надо…
Театр им. Вахтангова:
www.vakhtangov.ru