Помните «Бесконечную зеркальную комнату» Яёй Кусамы в «Гараже» в прошлом году? Ту самую, с множеством лампочек, напоминающих звезды и создающих иллюзию пребывания в каком-то другом измерении. В 2017 году откроется передвижная ретроспектива знаменитой японки, центральными экспонатами которой станут шесть зеркальных комнат.
Выставку, на которой
также будут представлены рисунки, скульптуры и живопись Кусамы, увидят в американских Вашингтоне, Сиэтле, Лос-Анджелесе, Кливленде и канадской провинции Онтарио.
87-летняя Кусама, занимающая третье место в мире среди самых высокооплачиваемых женщин-художников, стоимость работ которой достигает 7 млн долларов, эпатирует публику на протяжении вот уже шестидесяти лет. Она являет собой классический пример «гениального сумасшествия» (вспомним Ван Гога, Мунка, Кафку, Нижинского), которое стало отправной точкой ее творчества и одновременно способом избавиться от внутренних демонов. И она всегда открыто об этом говорила: «Каждый день я сражаюсь с болью, паникой и страхом, и мое искусство — единственное, что приносит облегчение и приглушает симптомы болезни».
Яёй Кусама с детства страдает синдромом навязчивых состояний, появлению которого во многом поспособствовала деспотичная мать. Собственно, узнаваемые пятна-горошки, которые стали фирменным знаком художницы, — это образы преследующих ее галлюцинаций. Живя в своем мире, она при этом обостренно чувствует социум — и не питает иллюзий относительно человеческой натуры: «Я хотела начать художественную революцию, чтобы построить с помощью искусства общество, которое создала в своем воображении». Кстати, «Бесконечная зеркальная комната» имеет подзаголовок: «души в миллионах световых лет от нас». Возможно, это с ними она хотела бы жить в одном мире.
Отсюда — желание раствориться, исчезнуть из окружающей реальности. Резонансная короткометражка 1968 года, в которой Кусама снялась в главной роли, так и называлась: Kusama’s Self-Obliteration («Самоуничтожение Кусамы»). И неслучайно, что ее с виду аполитичное искусство взяли на вооружение антивоенные активисты. В том же 1968-м группа геев и лесбиянок устроили Anatomic Explosion-Anti-War Happening на Бруклинском мосту, где они, обнаженные и разрисованные круглыми цветными пятнами, развернули растяжку со словами Kusama’s Self-Obliteration.
Сегодня ее глубоко личное творчество в определенном смысле стало объектом масс-культуры. На ее выставки выстраиваются огромные очереди, и если одни зрители рассказывают об экзистенциальном опыте пребывания в «комнате с душами», то для других это интересный антураж для селфи — количество которых во время нью-йоркского шоу в галерее Дэвида Цвирнера в 2013 году просто зашкаливало.
Кэти Перри |
Адель |
На протяжении последних лет крупнейшие мировые музеи соревнуются за право показать ее работы в своих стенах. В 2012-м в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке состоялась крупная ретроспектива Кусамы, которая потом была показана в Лондоне, Мадриде и Париже. В том же году разноцветные пятна Кусамы украсили коллекцию одежды, сумок и аксессуаров для Louis Vuitton, которую она создала по заказу бренда и за которой охотились не только ценители моды, но и коллекционеры искусства.
Louis Vuitton
После 20 лет в неспящем Нью-Йорке Кусама вернулась в Токио, где до сих пор живет и работает в психиатрической клинике. Она носит красные парики, красную помаду, красные платья в крупный белый горох. Они по-прежнему остаются ее главным оружием против внутренних монстров.