Стиль жизни

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты


О буднях Алмазной биржи Израиля (IDE — Israel Diamond Exchange), крупнейшей в мире торговой площадки для покупки и продажи бриллиантов, в разгар пандемии, а также о том, из чего состоит цена драгоценного камня и когда окупятся вложения в бриллианты — рассказала нам эксперт IDE и автор Telegram-канала «Дневники геммолога» Яна Гольдман.


Начиная писать этот материал, я оказалась перед дилеммой — как остаться объективной и не навредить тем крохам бизнеса, которые еще остались. Делать какие-либо долгосрочные прогнозы в подобных ситуациях, когда мировые рынки рушатся, довольно сложно. Но, учитывая непонимание, которое сейчас существует у тех немногих покупателей, которые еще остались, думаю, что разобрать текущую ситуацию необходимо.

Алмазная биржа Израиля находится в городе Рамат-Ган, расположенном в Тель-Авивском округе, в 20 минутах езды на машине от Тель-Авива. Она занимает комплекс из четырех зданий в районе, который так и называется Район Алмазной биржи. Биржа была основана в 1960-х годах как частная компания. Сейчас она объединяет около 3100 профессионалов алмазной промышленности.

Итак, чуть больше месяца назад наша отрасль, как и большинство других во всем мире, столкнулась с небывалым кризисом. Спрос на драгоценные камни и ювелирные изделия с ними практически прекратился.

Сокращение произошло на 90-95%.

Биржи практически не функционируют из-за пандемии коронавируса, люди боятся приезжать в офисы лишний раз. Вслед за падением продаж главный вестник алмазного рынка Rapaport (Прим. ред. — Rapaport Diamond Report — прайс-лист на бриллианты, который используется профессионалами алмазной промышленности в качестве основы для установки цен на камни по всему миру. Обновляется еженедельно по четвергам) снизил свою оценку бриллиантов в среднем на 10% и тем самым подписал смертный приговор многим гранильным компаниям, чья прибыль при огранке камней составляла всего несколько процентов. Профессиональный рынок, естественно, не мог с этим мириться. Ответом стало заявление Федерации алмазных бирж мира об отказе работать по новому прайсу.

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

Было выпущено официальное обращение, в котором участников рынка призывали игнорировать не только прайс Rapaport, но и остальные продукты компании Rapaport Diamonds Group (включая торговую площадку). Абсолютное большинство игроков среагировали и поддержали эту инициативу, отказавшись снижать цены и переключившись на иные торговые площадки.

Всей этой шумихой воспользовался ряд розничных продавцов-посредников, которые на всех углах начали кричать, что сейчас лучшее время покупать камни из-за кризиса, мол, это чуть не ли не самый лучший способ инвестирования.

Не надо забывать, что вместе с заморозкой продаж также сократилось и производство!

Многие продавцы еще не получили тех проблем, которые их ждут в ближайшие месяцы, в случае дальнейшего отсутствия продаж. У преимущественного большинства из них еще остались некие запасы, а сроки исполнения обязательств по платежам не наступили.

Судя по всему, кризис будет только нарастать в ближайшее время, и я уверена, что действительно ощутимого снижения цен на бриллианты стоит ожидать уже с середины лета. Вот тогда покупки можно будет действительно назвать удачными.

Второй момент, который сейчас особенно активно пытаются использовать в своих продажах некоторые розничные продавцы и посредники — это тема инвестиций в драгоценные камни. Вот тут я бы хотела остановиться и подробнее разобрать, что же такое инвестиция и можно ли таковой считать драгоценные камни и, в частности, бриллианты.

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

Инвестициями называется размещение денег в те или иные активы с целью дальнейшего получения прибыли. Теперь давайте подумаем, возможно ли это с драгоценными камнями, а особенно в нынешних условиях? Рассмотрим на примере бриллиантов.

Для того, чтобы максимально просто объяснить всю суть этих а-ля инвестиций у розничных продавцов и перекупщиков, стоит рассмотреть всего два элемента:

  1. Цена покупки у перекупщика.
  2. Прибыль от продажи, которую вы сможете выручить за купленный вами камень.

Цена при покупке у перекупщика включает его добавленную стоимость, куда входят накладные расходы по рекламе, аренде, зарплатам, логистике и его прибыль (которая редко составляет меньше 20%, а зачастую эта цифра превышает 100%) и некоторые другие.

Именно эти расходы вы никогда не возместите.

Теперь о прибыли от последующей продажи. Максимум, на что вы можете рассчитывать при перепродаже — это стоимость камня на профессиональном рынке. Простая логика подсказывает, что никто не выкупит у вас камень дороже, чем его можно купить на рынке из первых рук — у огранщика. Ну, разве что вы сами удачно сможете продать ваш камень на вторичном рынке. Хотя это больше из разряда фантастики.

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

Если отправной ценой считать, например, цену у нас на бирже в Израиле, в Антверпене или Мумбаи — а бриллианты вряд ли могут где-то стоить дешевле — то представьте, сколько этот же камень будет стоить уже в Москве или Киеве после его растаможивания, если, конечно, он был ввезен легально. В наценку войдет и оплата расходов по содержанию офиса или магазина, и комиссионные сотрудника, и прибыль продавца. Этот же продавец, который так усердно рассказывал вам про «удачную инвестицию», никогда не предложит вам за ваш камень цену выше, чем стоимость, по которой он может купить аналогичный камень у огранщика.

В исключительных случаях, если вы стоящий клиент, продавец может предложить вам помощь в реализации среди своих же клиентов.

Но тут есть минусы, они заключаются в том, что срок продажи непонятен, и вы будете зависеть от благополучия этого продавца. Скорее всего, вам придется довольствоваться крайне низким предложением из ломбарда или долгим ожиданием в надежде найти покупателя на вторичном рынке. Я знаю массу примеров того, как люди теряли огромные деньги (в некоторых случаях последние), поверив в подобные заманчивые басни. Чаще всего покупатель через несколько дней (месяцев, лет) после покупки камня, поверив сладким уговорам и красивым графикам, понимает и осознает, что реальная прибыль от продажи, на которую он все-таки может рассчитывать, существенно отличается от суммы, уплаченной при покупке.

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

По моему убеждению, бриллианты могут являться хорошим средством для сохранения (а не инвестиции) денег, при условии покупки из первых рук.

Во всех остальных случаях вы должны понимать, что, помимо стоимости камня, вы оплатили заработок продавца-посредника, который никогда уже не вернете. Поэтому ни о никаких инвестициях речи идти не может.

Важно называть вещи своими именами, а не заниматься подменой понятий.

Так что в следующий раз, когда кто-то начнет вам рассказывать про удачную инвестицию, не поленитесь проверить стоимость предложенного вам камня не в розничном магазине, а у огранщика. И задайте очень простой вопрос: «За какие деньги вы готовы выкупить у меня этот камень через неделю (не год-три-десять)?». В лучшем случае вы услышите что-то вроде: «Это будет зависеть от текущего рынка, мы не можем предсказать изменение стоимости и т.д., но вы точно много не потеряете, а скорее заработаете…». Одним словом, любой размытый ответ, не подразумевающий четкие обязательства.

Эксперт-геммолог Яна Гольдман — о кризисе на Алмазной бирже Израиля, бойкоте прайс-листа Rapaport и инвестициях в бриллианты

Разница между реальной ценой бриллианта и ценой у перекупщика если и будет когда-нибудь покрыта ростом цен на бриллианты, то не меньше, чем через несколько десятков лет.

Про всевозможные турмалины, гранаты, дефектные, облагороженные камни и прочие «удачные инвестиции» даже говорить не хочется.

Просто попробуйте продать эти камни на вторичном рынке. Поверьте, я ничего не имею против красивого турмалина или граната, но если это не уникальный камень по цвету или размеру, говорить об инвестициях не получится.

Так что мой вам совет: если хочется вам сейчас какой-то красоты, рассмотрите подходящие для вас по цене покупки для души, на каждый день. Вкладывать же значимые для вас суммы в ювелирные украшения в надежде удачной инвестиции я не считаю правильным. В скором будущем вы сможете купить немного больше за те же деньги. Как минимум, цены точно не вырастут.

22 апреля 2020
Яна Гольдман для раздела Стиль жизни