Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Семейные хроники Томаса Гейнсборо, модернистский кинематограф Германии, японский ар-брют и лучшие образцы искусства XX и XXI веков на ярмарке Art Basel Miami Beach — об этих и других выставках в нашем декабрьском обзоре.
«Энди Уорхол. От A к B и обратно»
Музей Уитни, Нью-Йорк, США
До 31 марта
Первая с 1989 года американская ретроспектива творчества Энди Уорхола представит сегодняшний взгляд на одного из самых влиятельных и узнаваемых американских художников. В основу проекта легли многочисленные материалы и исследования его наследия за последние тридцать лет — с момента преждевременной смерти Уорхола в 1987 году. Ранее считалось, что после попытки убийства художника в 1968 году, в которой он чудом выжил, он сбавил темп, стал создавать меньше, однако на самом деле с этого времени в его карьере начинается период интенсивной экспериментальной работы. Кураторы выставки продемонстрируют взаимосвязи и преемственность между различными периодами творчества: коммерческой иллюстрации 1950-х, культовых поп-артистских работ 1960-х, экспериментального кино 1970-х, новаторских абстракций-редимейдов и шелкографий 1980-х. Его эксперименты — искажение и мультипликация изображений, дисгармоничная палитра, многократное использование созданных им же образов — во многом предвосхитили и определили визуальность современного цифрового века. В экспозиции представлено порядка 350 произведений, многие из которых впервые показывают публике.
|
Art Basel Miami Beach
Майами, США
6-9 декабря
Одна из главных мировых арт-ярмарок современного искусства, Art Basel Miami Beach объединяет более двух сотен ведущих галерей Северной и Латинской Америки, Европы и Азии, которые представляют тщательно отобранные работы как признанных мастеров XX и XXI веков, так и молодых художников. Например, в секции Kabinett в этом году можно будет увидеть таких мэтров, как Георг Базелиц, Джексон Поллок, Виллем де Кунинг. Интересен раздел Nova, в котором ныне живущие художники показывают ранее не выставлявшиеся работы последних трех лет. Наряду с живописью и скульптурой на ярмарке широко представлено новейшее цифровое искусство, видеоарт, инсталляции. Также она известна традиционно сильной публичной программой Conversations, к участию в которой приглашают ведущих коллекционеров, представителей крупнейших музеев, авторитетных кураторов и художников. Среди тем предстоящего выпуска — новые стратегии культурных институций, музейные образовательные программы, фандрайзинг в области культуры. В числе спикеров — директор Нового музея Нью-Йорка Лиза Филлипс, директор Музея современного искусства Чикаго Мадлен Гринштейн, известный коллекционер и меценат миллиардер Джеймс Томилсон Хилл.
|
«Модернистский кинематограф Веймарской республики»
Бундес Кунстхалле, Бонн и Немецкая синематека, Берлин, Германия
14 декабря-24 марта
Несмотря на послевоенную разруху и сменяющие друг друга экономические кризисы, в период между 1918 и 1933 годами Веймарская республика стала лидером мирового кинематографа наряду с Голливудом, которому немецкое кино составило серьезную конкуренцию. Эксперименты 1920-х экспрессионистов Фридриха Вильгельма Мурнау, Фрица Ланга и других определили основы киноэстетики, не потерявшей актуальности и сегодня: драматическое использование светотени, обилие острых углов, искаженных пропорций и ракурсов. Кроме того, из немецкого киноэкспрессионизма во многом выросли жанры нуара и хоррора. Любопытно, что он соединял в себе интерес к модному тогда психоанализу с мистицизмом, характерным для эпохи романтизма. «Каммершпиль» — другое направление немецкого кинематографа 1920-х годов, адепты которого стремились к психологизму и правдивому изображению «маленького человека». Двухчастная выставка, проходящая одновременно в Бонне и Берлине, представляет новаторский кинематограф эпохи в контексте и взаимосвязи с другими искусствами и аспектами жизни: литературой, архитектурой, музыкой, психологией, социально-политическим климатом. Экспозиции разворачиваются в серии мультимедийных инсталляций, каждая из которых посвящена тем или иным новациям времени.
|
«Семейный альбом Гейнсборо»
Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
До 3 февраля
Родившись в семье ткача и торговца сукном, Томас Гейнсборо, наряду со своим извечным соперником Джошуа Рейнольдсом, стал одним из важнейших английских художников второй половины XVIII века, сооснователем Королевской академии искусств, а также, вместе с Ричардом Уилсоном, основоположником британской пейзажной школы. По иронии судьбы, Гейнсборо, находивший самое большое удовольствие в пейзажах и считавший себя в первую очередь пейзажистом, при жизни приобрел славу, прежде всего, как блестящий портретист. Впрочем, он объединил оба жанра, сделав неотъемлемой частью портретов природу — состояние которой дополняло психологический образ модели. Кроме того, Гейнсборо был первым британским художником, который регулярно писал себя и членов своей семьи, создавая таким образом хронику собственной жизни. Так, серию портретов дочерей художника, выполненную в 1750-е годы, многие искусствоведы считают лучшими изображениями детей в британской живописи. Выставка в Национальной портретной галерее объединяет более пятидесяти работ со всего мира, прослеживая эволюцию семейного альбома по мере развития карьеры Гейнсборо от провинциального юноши-самоучки до одного из самых известных и авторитетных художников Британской империи.
|
«Японский ар-брют, другой взгляд»
Коллекция ар-брют, Лозанна, Швейцария
До 28 апреля
Термин «ар-брют» в середине XX века ввел французский художник Жан Дюбюффе, назвав так не обремененное канонами и традициями «грубое» искусство душевнобольных, детей, примитивистов. По мнению Дюбюффе, это и есть творчество в самом чистом своем проявлении: психическом всплеске из глубин сознания, запечатленном на бумаге или в материале. Впоследствии появился англоязычный эквивалент термина outsider art, или искусство аутсайдеров — художников-маргиналов, никак не связанных с арт-миром и арт-институциями. Выставка в Лозанне представляет выполненные в различных медиа произведения 24 современных японских художников ар-брют разных возрастов и социальной принадлежности. Их живопись, графика, скульптура, ассамбляжи далеки от культурного мейнстрима, хотя порой включают в себя сюжеты и образы массовой культуры. Эти работы, которые впервые будут показаны в Европе, не только в очередной раз заставляют пересмотреть определение искусства как такового, но и открывают иную Японию, далекую от образа страны победивших высоких технологий.
|
«Алекс Кац»
Музей Брандхорста, Мюнхен, Германия
6 декабря-22 апреля
Начало карьеры одного из самых известных американских художников Алекса Каца приходится на середину 1950-х, которые были временем расцвета абстрактного экспрессионизма. Каца нередко называют предшественником появившегося немногим позже поп-арта, с которым художника сближает использование ярких цветов, однако его эстетика другая. Его мало интересует массовая культура: Кац рисует свое непосредственное окружение: семью, богемный дружеский круг, который составляют художники, поэты, люди театра. Его портреты на монохромном фоне, самой частой моделью которых становилась жена художника Ада, моментально узнаваемы. Кац предельно реалистичен («так же, как Рембрандт» — говорит он о себе), он рисует с натуры и фотографий, создавая «живопись в настоящем времени». Кроме того, в отличие от Уорхола и Роя Лихтенштейна с их любовью к тиражным технологиям, Алекс Кац остается верен принципу уникальности произведения искусства. В ранних работах он вырезал фигуры из холста, помещая их на деревянную основу, позже стал рисовать непосредственно на вырезанном по контуру дереве, а в 1960-е — на алюминиевых листах. В эти же годы он увлекся миром танца, оформив ряд спектаклей хореографа-модерниста Пола Тейлора. На ретроспективной выставке в мюнхенском музее, выросшем из частного собрания четы коллекционеров Удо и Анетты Брандхорстов, покажут около 80 работ Алекса Каца, охватывающих более 70 лет его творчества.
|
«Оскар Кокошка. Графика в контексте времени»
Музей современного искусства, Зальцбург, Австрия
До 17 февраля
Обширная коллекция графики Оскара Кокошки из собрания зальцбургского Музея современного искусства не выставлялась много лет. В новом выставочном проекте собрано несколько сотен работ всех периодов его творчества. Один из лидеров австрийского экспрессионизма наряду с Эгоном Шиле, он также был возмутителем общественного спокойствия и бунтарем. Будучи исключен в 1909-м из Венской школы искусств и ремесел за откровенные эротические картины, он тут же устраивает новый скандал, представляя публике «непристойную» пьесу «Убийца — надежда женщин» (эскизы декораций и костюмов к ней можно видеть на выставке). Ряд работ в экспозиции посвящены его роману с Альмой Малер, вдовой композитора Густава Малера — накала этой страстной и отчаянной любви известная венская красавица не выдержала, позже выйдя замуж за архитектора Вальтера Гропиуса. После расставания с ней Оскар Кокошка записался добровольцем на войну — драматичный опыт, который навсегда сделал его пацифистом. Так, наглядной иллюстрацией того, насколько тонка граница между братством и братоубийством, служит цветная литографии «Принцип» 1918 года. Также в экспозиции представлена работа «Вифлеемский младенец» («Мадонна в уличном бою») — реакция Кокошки на подавление советскими танками Венгерского восстания 1956 года. В поздних литографиях художник часто обращается к античному наследию, которое, как он считал, является живым примером морали и эстетического совершенства.