Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
История электронной музыки в Парижской филармонии, новое европейское искусство в Фонде Cartier и воображаемое путешествие Альберто Джакометти в Музее Прадо — об этих и других выставках мая в нашем обзоре.
Биеннале Уитни-2019
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
17 мая — 22 сентября
Старейшая выставка современного американского искусства, основанная в 1932 году создательницей Музея Уитни Гертрудой Вандербильт, — один из самых авторитетных арт-смотров в США. Фокусируясь на американском искусстве, сегодня биеннале также представляет и глобальные тенденции, что делает ее событием из разряда must see. В этом году в выставке участвуют семьдесят пять художников, работающих во всех современных медиумах: живопись, скульптура, инсталляция, видео, фотография, перформанс и саунд-арт. Большинство художников младше 40 лет и впервые отобраны в экспозицию биеннале. Что до тематики, она ожидаемо связана с актуальной социальной и политической повесткой: художники исследуют вопросы расы, гендера, экономического неравенства, джентрификации и т.п. Но, как отмечает одна из кураторов проекта Джейн Панетта, работы далеки от «воинствующего агитпропа» и в большей степени апеллируют к чувственному восприятию, а по духу скорее «оптимистичны». 79-е издание биеннале не обошлось без скандала: от участия отказался художник Майкл Раковиц в знак протеста против вице-президента музея Уоррена Кандерса, возглавляющего крупную компанию по производству оборудования, бронежилетов и слезоточивого газа для армии и полиции.
|
«Базелиц-Рихтер-Польке-Кифер»
Государственная галерея Штутгарта, Штутгарт, Германия
До 11 августа
Выставка в Государственной галерее Штутгарта объединяет четыре ключевые фигуры немецкого послевоенного искусства: Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке и Ансельма Кифера. Родившись в 1930-е и в начале 1940-х, эти художники громко заявили о себе в 1960-е, и именно этот, ранний период их творчества представлен на выставке — в общей сложности 112 работ. Художники, чье творческое формирование во многом происходило под влиянием личных и цивилизационных травм Второй мировой войны, стали не только новым лицом немецкого искусства, но и вывели Германию с периферии европейского искусства. За исключением Зигмара Польке, который умер в 2010 году, художники принимали активное участие в формировании экспозиции, предоставив ряд важных для них работ из личных коллекций. Выставку органично дополняет историческая панорама политических, социальных и культурных событий того времени, от экономического чуда 1950-х до студенческих протестов 1960-х.
|
«Электро. От Kraftwerk до Daft Punk»
Парижская филармония, Париж, Франция
До 11 августа
Появившиеся в 1980-х в Чикаго и Детройте транс и техно привнесли в музыку совершенно новое звучание, способное вводить человека в особое, экстатическое состояние. В 2000-х электронная музыка окончательно утвердилась как магистральное художественное направление в современной глобальной культуре — от Берлина до Туниса и от Буэнос-Айреса до Лос-Анджелеса. Масштабная выставка в Парижской филармонии не только прослеживает развитие электронной музыки, но и исследует ее связь с визуальным искусством, а также идеологию, которая ее питает — как, например, антиконформизм или феминизм разной степени радикальности. Звуковой ландшафт экспозиции написал культовый французский техно-музыкант и диджей Лоран Гарнье. Одни из пионеров электронной музыки, группа Kraftwerk, предоставили для выставки серию 3D—видео с пространственным звуком, а Жан-Мишель Жарр — редкие синтезаторы из своей личной коллекции, поместив их в «воображаемую студию» революционных музыкальных технологий. Daft Punk создали инсталляцию Technologic Redux по мотивам клипа Technologic 2005 года, объединив его с непубликовавшимися ранее кадрами своего рабочего процесса. Футуристическая архитектура выставочного пространства и световое оформление — работа бюро «1024», которое специализируется на иммерсивных инсталляциях, соединяющих в себе физические конструкции и медиа-технологии. Одним словом, на выставке вас ждет уникальный чувственный опыт, полное погружение в мир образов и звука.
|
«Fly Me to the Moon»
Кунстхаус, Цюрих, Швейцария
До 30 июня
20 июля этого года будет ровно полвека с момента одного из самых значимых событий прошлого века — высадки первого человека на поверхности Луны. Оставим за скобками обстоятельства вокруг этого факта: холодную войну, космическую гонку СССР и США. Первый человек в космосе и первый человек на Луне — начало космической эпохи в целом — радикально трансформировали наши отношения с миром, усилили ощущение хрупкости человечества, заключенного в большой, прекрасный, но все же одинокий «космический корабль Земля». Выставка в цюрихском Кунстхаусе прослеживает и осмысляет образы Луны в искусстве от романтизма XVIII-XIX веков до настоящего времени. Организованные тематически разделы экспозиции рассказывают о том, какие ассоциации несли изображения лунной ночи, о болезнях, которые люди связывали с воздействием Луны, о нулевой гравитации и Луне как феномене массовой культуры. На выставке представлено более 200 произведений и артефактов: от Галилео Галилея и Альбрехта Дюрера до Робера Делоне, Эдварда Мунка, Роберта Раушенберга, Энди Уорхола и наших современников масштаба Джона Балдессари. Не обошлось и без наших соотечественников — Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
|
«Метаморфозы. Молодые художники Европы»
Фонд Cartier, Париж, Франция
До 16 июня
На протяжении года продолжался исследовательский проект Фонда Cartier, в ходе которого кураторская команда посетила 29 европейских стран, познакомившись с почти тысячей молодых художников. Из длинного списка были выбраны работы двух десятков художников из 16 стран, родившихся между 1980 и 1994 годами, то есть незадолго до или после падения Берлинской стены. Задача, которую поставили перед собой кураторы проекта — показать некую квинтэссенцию сегодняшнего искусства Европы. Выбирая в качестве выразительного средства разные медиумы — живопись, скульптуру, моду, дизайн и видео — все художники сходятся в своем интересе к «художественной археологии». Многие из них в той или иной форме обращаются к фольклорным мотивам и коллективной памяти и используют такие традиционные техники, как керамика, литье, вышивка, поднимая при этом актуальные темы: сохранение природы и ресурсов, культурная и национальная идентичность, баланс традиции и современности. Выставку сопровождает обширная параллельная программа. Так, каждый четверг в Фонде Cartier проходят Вечера странствий (Nomadic Nights), включающие представления и хореографические и музыкальные перформансы в диапазоне от современного фламенко до рэпа.
|
«Альберто Джакометти»
Музей Прадо, Мадрид, Испания
До 7 июля
Музей Прадо, отмечающий в этом году свое двухсотлетие, был обязательным местом паломничества многих художников-авангардистов своего времени от Курбе и Мане до Пикассо и Бэкона, для которых знакомство с коллекцией знаменитого музея стало поворотным пунктом в творчестве. Альберто Джакометти не довелось побывать в Прадо, да и вообще в Испании. Куратор выставки решила представить прогулку швейцарца по музейным галереям, поместив его работы — 18 скульптур и две живописные картины — в залы его любимых художников, как если бы он сам останавливался перед шедеврами великих предшественников, внимательно их рассматривая и, возможно, вступая с ними в молчаливый внутренний диалог. Маршрут начинается в зале с «Менинами» Веласкеса, сворачивает к внушительных размеров парадному портрету кисти Тициана «Император Карл V в сражении при Мюльберге», затем к не менее масштабному полотну Тинторетто «Христос омывает ноги своим ученикам», делает несколько остановок среди работ Эль Греко и завершается у «геркулесовой серии» Сурбарана. Пышная барочная телесность последнего особенно контрастирует с вытянутыми, почти лишенными материальности фигурами Джакометти, созданными с 1945 по 1966 годы — на выставке представлен именно этот, последний, период его творчества, отмеченный сильным влиянием экзистенциализма.
|
«Баухаус и фотография. О „новом взгляде“»
Музей фотографии, Берлин, Германия
До 25 августа
Во всем мире, и особенно в Германии, родине Баухауса, продолжают отмечать юбилей этой ключевой художественной школы XX века. Выставка в берлинском Музее фотографии призвана выстроить диалог между современным искусством и фотоавангардом 1930-х годов, чтобы ответить на вопрос: как визуальная эстетика начала прошлого века проявляется в искусстве сегодня. Художники того времени — Ласло Мохой-Надь, Люсия Мохой, Ман Рэй, Флоранс Анри и другие — представлены здесь в параллелях с нашими современниками, концептуальными фотографами, среди которых — Вольфганг Тильманс, Дуглас Гордон, Даниэл Браун, швейцарский дуэт Тайо Онорато и Нико Креббса.
За точку отсчета кураторы взяли историческую выставку кино и фотографии, показанную в Штутгарте, Берлине, Цюрихе и других городах в 1929-1930 годах. Венгр Ласло Мохой-Надь, уже известный фотограф-авангардист, курировал два ее раздела: один, посвященный истории фотографии, а другой — ее будущему. Мохой-Надь был одним из адептов «нового взгляда» (New Vision, Neues Sehen) — движения, провозглашавшего фотографию полем для экспериментов. Та выставка была своего рода манифестом, закреплявшим за фотографией собственное место в иерархии искусств. Проект в Музее фотографии реконструирует ее в более чем трех сотнях экспонатов, которые дополняют фильмы 1920-х годов. А поразмышлять о будущем кураторы предложили студентам немецких факультетов дизайна, которые создали оформление для выставки, включающее в том числе цифровые медиа.