В прокат вышла новая картина одного из главных мэтров современного кино.
Мастер комедии Вуди Аллен на сей раз обратился к трагедии.
Основное действие «Колеса чудес» Вуди Аллена разворачивается в 1950-е на Кони-Айленде — полуострове в Бруклине, где расположен знаменитый парк развлечений. Аллен рассказывает, что родился недалеко от парка, который со временем стал терять былой блеск и популярность, но все равно неизменно его очаровывал.
Герои Кейт Уинслет и Джеймса Белуши живут в квартирке рядом с символом парка — колесом обозрения. Но жизни их контрастируют с атмосферой всеобщего веселья и радости, царящей в этом месте. Джинни работает официанткой, воспитывает сына-тинейджера, страдает от мигреней и от нелюбви к мужу. Хампти — оператор карусели, алкоголик в завязке. Он никак не может оправиться от смерти предыдущей жены и от того, что его дочь Кэролайн (Джуно Темпл) сбежала с гангстером и вышла за него замуж. Вскоре блудная дочь объявится: от мужа она ушла, да еще и пообщалась с ФБР на его счет, так что теперь за ней охотится мафия. Джинни не слишком рада появлению девушки, но Хампти одарит дочь любовью и заботой. Джинни, тем временем, познакомится с молодым и красивым спасателем-интеллектуалом Мики в исполнении Джастина Тимберлейка. На эту работу он устроился лишь на лето: в остальное время Мики учится на драматурга. Роман с замужней женщиной старше него покажется ему жестом, достойным лучших героев-романтиков. Возможно, он даже женится на ней и вытянет ее из болота обыденности — не исключает персонаж Тимберлейка. Но вот однажды он познакомится с Кэролайн…
Все актеры «Колеса чудес» хороши, но роскошнее всех все-таки Кейт Уинслет в образе женщины, с одной стороны, неприятно-эгоистичной и, вероятно, не слишком талантливой, а с другой — истинно одинокой и несчастной. Вуди Аллену всегда был близок Теннесси Уильямс, и Джинни — в некотором роде еще одна инкарнация Бланш Дюбуа из его «Трамвая „Желание“» (предыдущей была Жасмин из одноименного фильма с Кейт Бланшетт). Нервическая, склонная верить в иллюзии женщина, видящая свое спасение в мужчине. Правда, в отличие от Бланш, Джинни не аристократка, а простолюдинка — но с творческими амбициями. Когда-то она была актрисой, вышедшей замуж за музыканта, но изменившей ему. В итоге героиня потеряла не только страстно любимого мужа, но из-за стресса — и работу. Джинни до сих пор винит себя и мечтает вновь вернуться к актерству. Трагичность ситуации в том, что она совершенно не способна посмотреть на свою жизнь трезвым взглядом: проблеск надежды на светлое будущее ослепляет ее, лишая рефлексии. Словно бы пелена перед глазами и у ее падчерицы Кэролайн. Та, впрочем, просто юна и наивна — даже случившаяся с ней драма не заставляет ее повзрослеть. В итоге Джинни, с точки зрения Кейт Уинслет, под конец фильма просто сходит с ума (подобно Бланш Дюбуа). Ее состояние спровоцирует финал, который напомнит в некотором смысле уже о «Елене» Андрея Звягинцева.
«Колесо чудес» снимающего каждый год по фильму Вуди Аллена одновременно и гармонично вписывается в его фильмографию, и выделяется на фоне других его картин. Аллен, как известно, в первую очередь мастер комедии, хотя его комедии, непременно связанные с парадоксами отношений мужчин и женщин, как правило, не только забавны, но и печальны. Как говорил персонаж его «Светской жизни»: «Жизнь — комедия, написанная комедиографом-садистом». «Колесо чудес» тоже не всегда хочется воспринимать на полном серьезе — хотя бы потому, что мы смотрим на персонажей глазами героя Тимберлейка, для которого они скорее не живые люди, а обитатели мира литературы. Но эта ироническая отстраненность, всегда характерная для Вуди Аллена, со временем сходит на нет, уступая место экзистенциальному отчаянию. Это отчаяние даже персонализировано: сын Джинни (Джек Гор из сериала «Миллиарды») без конца что-то поджигает. Он упорно и, кажется, без причины делает это раз за разом — ходит, как и все остальные его родственники, по кругу, который отнюдь нельзя назвать колесом чудес. Вуди Аллен снимает драмы не так часто, а на сей раз у него получилась и вовсе трагедия.
При этом, как и всегда бывает у Аллена, его картина доставляет настоящее эстетическое наслаждение. Достоверно воссозданная эпоха 1950-х, живописный морской променад, оживленный и сверкающий огнями парк развлечений. Но важнее всего волшебный свет, заливающий каждый кадр и превращающий его в живописное полотно — то в красно-желтых тонах заката, то в голубоватых оттенках сумерек. Ответственен за всю эту красоту Витторио Стораро, с которым Аллен работал второй раз. Снимавший «Апокалипсис сегодня» и классические картины Бернардо Бертолуччи Стораро придает творчеству нью-йоркского мэтра второе дыхание.
Не факт, что режиссеру удастся творить вместе со Стораро или с другим оператором еще долгое время. Приемная дочь Аллена и его бывшей музы Мии Фэрроу Дилан уже не в первый раз обвиняет Аллена в непозволительном поведении сексуального характера по отношению к ней в детстве. Аллен выступил с опровержением, уже в который раз объяснив все местью Мии Фэрроу, внушившей Дилан то, что ей было выгодно. Вывод о невиновности Аллена был сделан и на основе экспертизы еще много лет назад. Впрочем, суд об опеке детей в свое время он проиграл. Некоторые актеры (в их числе снимавшиеся в его грядущем фильме «Дождливый день в Нью-Йорке») уже открестились от постановщика. Вероятно, на фоне этой истории несправедливо плохо в США было принято и «Колесо чудес». Но чью сторону в этом конфликте ни займи, лишиться одного из лучших режиссеров современности было бы очень и очень печально.