Сенсационное заявление сделали на днях итальянские ученые — они объявили, что нашли останки женщины, позировавшей Леонардо да Винчи.
А поскольку увидеть
знаменитую Джоконду во всей красе можно лишь в парижском Лувре, Posta-Magazine рассказывает о 10 главных шедеврах, на которые стоит обратить внимание в самом большом музее мира.
Активные поиски Лизы Герардини, жены итальянского торговца шелком Франческо дель Джокондо, позировавшей великому мастеру, начались около трех лет назад. Но всему свое время: шанс у ученых появился лишь недавно — после того, как в одном из итальянских монастырей внезапно было обнаружено фамильное захоронение семьи Герардини. Найденные останки, по мнению самых светлых умов Италии, принадлежат той самой женщине, которую увековечил Леонардо. И пока ученые спорят между собой (у них, ученых, всегда так) и пытаются доказать свою правоту, давайте вспомним о главных шедеврах, на которые можно полюбоваться в самом большом музее мира — в Лувре.
Лувр. Одно из самых красивых зданий Парижа. Самая большая художественная галерея в мире, где выставлено более 30 тысяч артефактов. Сложно не растеряться среди такого количества мировых шедевров. Искусствоведы утверждают — достаточно увидеть 10 главных шедевров галереи и, вуаля, после этого вы сможете поддержать практически любой разговор о Париже, Лувре и даже, не побоюсь этого слова, об искусстве.
Итак, номер один и must have Лувра — «Мона Лиза», она же «Джоконда» кисти великого Леонардо да Винчи. Картина, ради которой сюда приезжают если не все, то 90% туристов, и это не преувеличение. Выставлена в зале итальянской живописи под номером 7, в крыле Денон, которое в свое время было выкуплено специально для этой барышни. Которая, кстати, имеет хорошую пуленепробиваемую броню, ограждение и пару охранников в придачу, и которую нельзя увидеть нигде, кроме Лувра (по решению руководства музея картину не вывозят в другие страны). Между прочим, кто знает, была бы «Мона Лиза» так же хорошо известна сейчас, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра…
Еще одна звезда Лувра — «Ника Самофракийская» — крылатая скульптура древнегреческой богини Победы, она торжественно венчает лестницу Дарю на втором этаже в крыле Сюлли. Без головы, без рук, с отломанным крылом ее, несмотря на это, называют «шедевром времени и счастливого случая». Что интересно — реставраторы неоднократно пытались «приделать» Нике руки, но они только портили шедевр — ощущение полета, стремительности и движения вперед попросту пропадали. За последние пару лет я дважды была в Лувре, но, к сожалению, тезку на месте так и не застала — некоторое время назад ее отправили на реставрацию, откуда обещают вернуть совсем скоро. Надеюсь, в ее первозданном виде — без рук и головы.
Венчает тройку самых знаменитых дам Лувра еще одна лишенная рук барышня — мраморная скульптура древнегреческой богини любви Афродиты, жемчужина музея, «пресвятая дева красоты», мраморный идеал ростом 164 см с пропорциями 86×69×93 — Венера Милосская, увидеть которую можно в 16-м зале крыла Сюлли. Как и многие шедевры Лувра, она окутана ореолом красивых легенд о своем происхождении и о потере рук в том числе. Одна история, например, рассказывает, что некий древнегреческий скульптор встретил на острове Милос девушку неземной красоты и, как это часто водится со скульпторами, влюбился. И, конечно, же, будучи джентльменом, предложил возлюбленной вылепить ее во всей красе. Красотка согласилась, и когда мастеру оставались руки, влюбленные, не в силах больше сдерживать страсть, кинулись в объятия друг другу. Причем, барышня оказалась… посильнее. Она так сильно сжала скульптора в своих жарких объятиях, что он задохнулся и умер. Так скульптура и осталась без рук.
Из шести рабов, которых некогда задумал вылепить великий Микеланджело Буонаротти, в Лувр попали лишь двое — «Умирающий» и «Восставший». Создавались они специально для мавзолея папы Юлия II в 1519 году, но так и не вошли в окончательный вариант. Все потому, что работу над четырьмя из них скульптор не успел закончить. Что до этих двоих, их Микеланджело отдал своему соотечественнику Роберто Строцци, который, в свою очередь, передал в дар королю Франции. Увидеть можно в крыле Денон в 4-й зале итальянской скульптуры.
А вот самым монументальным шедевром Лувра считается полотно «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской богоматери 2 декабря 1804 года» Жака Луи Давида, запечатлевшее коронацию Наполеона и написанное по его же заказу. По легенде, французский император возжелал, чтобы на картине было изображено все самое лучшее, поэтому Жозефина здесь краше, чем была на самом деле, сам Наполеон несколько выше, а также присутствует мать императора, хотя на коронации ее не было. Находится в 75-м зале галереи Денон на первом этаже.
Еще одна работа — «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа — не такая грандиозная по своему масштабу, как «коронование», но оттого не менее известная. Рассказывают, Делакруа, будучи большим патриотом, не мог участвовать в июльской революции 1830 года по состоянию здоровья, потому решил внести свой вклад в дело таким вот образом. «Если я не могу сражаться за родину, я хотя бы буду для нее писать», — говорил он своему брату, увековечивая на холсте французскую Свободу.
Говорят, несовершенство притягивает. Убедиться в этом можно, посмотрев на картину «Большая одалиска» Жана Энгра, написанную для сестры Наполеона Каролины Мюрат и не принятую в свое время заказчицей. Сегодня это один из самых ценных экспонатов Лувра, гордящийся своими анатомическими погрешностями, — у одалиски три лишних позвонка, неправдоподобно длинная правая рука, а левая вывернута под неправильным углом, словно сломана. «Ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа», — охарактеризовал ее один из ценителей искусства, увидев в парижском Салоне в 1819 году, где она была выставлена.
Как и все другие работы голландца Яна Вермеера, его «Кружевница» завораживает своей натуралистичностью, совершенством деталей и, словно схваченным на лету, мгновением из жизни девушки. Меж тем, это первая картина известного портретиста, поступившая в Лувр в 1870 году. Искусствоведы утверждают, что при ее создании Вермеер предположительно использовал камеру обскура — здесь много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например, укрупненный и слегка размытый передний план картины, словно под объективом фотоаппарата, в то время как образ самой кружевницы «резкий» и выписан с большой тщательностью. Насладиться шедевром можно на третьем этаже галереи Ришелье в 38-м голландском зале.
Несмотря на то, что «Плот „Медузы“» Теодора Жерико — полотно достаточно мрачное, настоящие ценители искусства любят найти в нем большой политический подтекст, поскольку Жерико посмел отобразить реальные события на большом холсте. Хотя в то время в таких масштабах описывались только события религиозные. В основе сюжета крушение, которое потерпел фрегат «Медуза» в 1816 году у берегов Сенегала. По легенде, 140 человек попытались спастись на плоту, однако лишь 15 из них остались в живых, поведав потом «кровавую» историю своего спасения, в которой фигурировали подробности с убийствами и людоедством, потрясшие тогда французскую общественность.
И, наконец, статуя Рамзеса II, которую от других скульптур в египетском зале Лувра отличает то, что Рамзес был… одним из самых знаменитых египетских правителей. Одним словом, оказавшись в древнеегипетском зале, не проходите мимо. И обязательно обратите внимание на сидящего неподалеку писаря, привлекающего своим удивительно живым выражением лица и стеклянными глазами.
Детали от Posta-Magazine:
http://www.louvre.fr/