В возрасте 85 лет ушел из жизни легендарный американский дизайнер мебели Уэнделл Касл, приучивший нас к мысли, что стол или стул может быть не просто предметом обихода, но скульптурой, достойной музейных стен.
Работы Касла — дедушки «арт-мебели», как его принято называть, — хранятся в лучших музеях мира, в том числе Метрополитен-музее, MoMA и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, и частных коллекциях.
Впрочем, начать знакомство с творчеством Касла можно почти случайно, присев на скамейку его дизайна на площади Колумба в Манхэттене, возле входа в Музей искусств и дизайна. «Мой главный ориентир — функциональность. Было бы странно, если бы у вас был стул, но сидеть бы вы на нем не могли», — говорил Касл, которого скульпторы «классической» школы не смогли переманить в свой лагерь «непрактичного» искусства.
![]()
![]()
Любимый материал мастера — дерево: он работал с ламинированной древесиной, вдохновлялся эстетикой ар-нуво, разрушал стереотипы и радовал клиентов не только яркими идеями, но и здоровой иронией, без которой не мыслил своего творчества. Вспомнить хотя бы его выставку «Лучшую ножку вперед», где он обыграл старинную традицию украшать декоративной резьбой только передние ножки стоящих у стенки стульев и оставлять плоскими задние — невидные гостям. «Я попытался переосмыслить тему, посчитав, что „ущемление ножек в их правах“ — несправедливость». В результате его кофейный столик остался вообще без ног, а кресла держатся на трех!
![]()
![]()
![]()
Кофейный столик Osborne (2008)
Когда Касл начинал свой творческий путь, рынок не был готов принять его с распростертыми объятиями, сегодня же, когда мебель, в том числе и благодаря его работам, превратилась в главного гостя арт-ярмарок от Базеля и Майами до Токио, оду первопроходцу поет новое поколение дизайнеров. Например, невозможно не заметить влияние Касла на футуристичные работы Карима Рашида.
![]()
Molar Chair. Уэнделл Касл. Bite Me Chair, Карим Рашид.
![]()
Black Widow (2007), Concrete Chairs (2010)
![]()
![]()
Кресло-качалка Hell Raiser (2010)
Будущее всегда интересовало «человека из прошлого века»: он практически единственный из представителей своего поколения не чурался новых технологий, использовал в своей мастерской роботов и увлекался технологиями 3D, сохраняя при этом основательность и высочайший профессионализм. Единственное, чего он в творчестве боялся, — быть банальным. «Ножки — можно „расставить“ их как угодно, но только не по четырем углам». Настоящий мечтатель, в инсталляции Dante’s Heaven он превратил ножки в рога единорога, «скучившиеся» позади сиденья, вовсе обходящегося без ног.
![]()
Инсталляция Dante’s Heaven
![]()
![]()
В свободное время дизайнер мечтал и размышлял о жизни, слушая джаз, коллекционировал автомобили (в его гараже нашлось место Porsche 911 Turbo и Jaguar E-Type convertible 1970 года) и рисовал забавные плакаты с «заповедями».
![]()
10 позаимствованных ненаучных правил Уэнделла Касла
- Если вы влюблены в идею, вы не можете судить о ее красоте или ценности.
- Нелегко видеть картину целиком, находясь внутри рамки.
- Узнав секреты мастерства, не возомни себя мастером.
- Мы слышим и воспринимаем то, что уже знаем.
- Лежа на крыльце, ни одна собака не найдет косточек.
- Никогда не ставьте перед собой задачу в тех же выражениях, в каких вам ее изложили.
- Что нешаблонно или неожиданно — то может оказаться полезным.
- Если не ждать неожиданного, то и не дождешься.
- Не будьте слишком серьезны.
- Если всякий раз попадаете в яблочко, значит, цель слишком близка.










