В возрасте 85 лет ушел из жизни легендарный американский дизайнер мебели Уэнделл Касл, приучивший нас к мысли, что стол или стул может быть не просто предметом обихода, но скульптурой, достойной музейных стен.
Работы Касла — дедушки «арт-мебели», как его принято называть, — хранятся в лучших музеях мира, в том числе Метрополитен-музее, MoMA и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, и частных коллекциях.
Впрочем, начать знакомство с творчеством Касла можно почти случайно, присев на скамейку его дизайна на площади Колумба в Манхэттене, возле входа в Музей искусств и дизайна. «Мой главный ориентир — функциональность. Было бы странно, если бы у вас был стул, но сидеть бы вы на нем не могли», — говорил Касл, которого скульпторы «классической» школы не смогли переманить в свой лагерь «непрактичного» искусства.
Любимый материал мастера — дерево: он работал с ламинированной древесиной, вдохновлялся эстетикой ар-нуво, разрушал стереотипы и радовал клиентов не только яркими идеями, но и здоровой иронией, без которой не мыслил своего творчества. Вспомнить хотя бы его выставку «Лучшую ножку вперед», где он обыграл старинную традицию украшать декоративной резьбой только передние ножки стоящих у стенки стульев и оставлять плоскими задние — невидные гостям. «Я попытался переосмыслить тему, посчитав, что „ущемление ножек в их правах“ — несправедливость». В результате его кофейный столик остался вообще без ног, а кресла держатся на трех!
Кофейный столик Osborne (2008)
Когда Касл начинал свой творческий путь, рынок не был готов принять его с распростертыми объятиями, сегодня же, когда мебель, в том числе и благодаря его работам, превратилась в главного гостя арт-ярмарок от Базеля и Майами до Токио, оду первопроходцу поет новое поколение дизайнеров. Например, невозможно не заметить влияние Касла на футуристичные работы Карима Рашида.
Molar Chair. Уэнделл Касл. Bite Me Chair, Карим Рашид.
Black Widow (2007), Concrete Chairs (2010)
Кресло-качалка Hell Raiser (2010)
Будущее всегда интересовало «человека из прошлого века»: он практически единственный из представителей своего поколения не чурался новых технологий, использовал в своей мастерской роботов и увлекался технологиями 3D, сохраняя при этом основательность и высочайший профессионализм. Единственное, чего он в творчестве боялся, — быть банальным. «Ножки — можно „расставить“ их как угодно, но только не по четырем углам». Настоящий мечтатель, в инсталляции Dante’s Heaven он превратил ножки в рога единорога, «скучившиеся» позади сиденья, вовсе обходящегося без ног.
Инсталляция Dante’s Heaven
В свободное время дизайнер мечтал и размышлял о жизни, слушая джаз, коллекционировал автомобили (в его гараже нашлось место Porsche 911 Turbo и Jaguar E-Type convertible 1970 года) и рисовал забавные плакаты с «заповедями».
10 позаимствованных ненаучных правил Уэнделла Касла
- Если вы влюблены в идею, вы не можете судить о ее красоте или ценности.
- Нелегко видеть картину целиком, находясь внутри рамки.
- Узнав секреты мастерства, не возомни себя мастером.
- Мы слышим и воспринимаем то, что уже знаем.
- Лежа на крыльце, ни одна собака не найдет косточек.
- Никогда не ставьте перед собой задачу в тех же выражениях, в каких вам ее изложили.
- Что нешаблонно или неожиданно — то может оказаться полезным.
- Если не ждать неожиданного, то и не дождешься.
- Не будьте слишком серьезны.
- Если всякий раз попадаете в яблочко, значит, цель слишком близка.