Какими обоями оклеены помещения в Белом доме, где сделают индивидуальную матрицу для обоев по вашему эскизу, как выглядят обои, созданные Дэмиеном Херстом, и как английская бабушка напечатала обои для Тильды Суинтон.
Представляем десять марок, производящих обои, которые вполне можно считать произведением искусства.
На стене висит картина. Она — произведение искусства. А как насчет обоев, на фоне которых мы ее видим? Лучшие их антикварные и винтажные образцы выставляются в музеях наравне с гравюрами или тканями, а на аукционах уровня Christie’s стоимость лотов с фрагментами обоев может достигать десятков, а в исключительных случаях и сотен тысяч долларов. Значит, обои тоже могут быть произведением искусства — или, по крайней мере, новаторским для своего времени арт-проектом.
Еще в 1806 году французский художник Жан-Габриэль Шарве создал панорамные обои «Дикари южной части Тихого Океана» для мануфактуры Josef Dufour et Cie. Они состояли из 20 панно, посвященных путешествиям Кука и Лаперуза. Некоторые из фигур дикарей по манере исполнения восходили к фрескам Помпеи. В уникальном цикле панно сошлись четыре настроения эпохи: открытие мира, интерес к археологии и античности вообще, технический прогресс и романтический переход из реальности в царство грез.
Панорамные обои стали своего рода виртуальной реальностью времен Наполеона. В 1800 году американский изобретатель Роберт Фултон (тот, кто представил Наполеону проект подводной лодки «Наутилус», позднее вдохновивший Жюля Верна) удивил французскую столицу размещенной на стенах комнаты-ротонды панорамой «Вид Парижа из Тюильри». Ведущие производители обоев Josef Dufour et Cie и Zuber et Cie сразу подхватили новое модное развлечение и освоили выпуск панорамных обоев.
Zuber & Cie
В наши дни Дэмиен Херст, топовый современный художник, не погнушался коллаборацией, целью которой было создание обоев: до сих пор можно оклеить комнату его ковром из бабочек, таблетками или цветами с окурками. Отпечатки объектов Херста превратились в детали интерьера, и в этом тоже есть художественный жест, насмешка над искусством и ирония над консюмеризмом.
Итак, какие бренды сегодня представляют обои, которые можно назвать произведениями искусства? Мы включили в обзор десятку производителей обоев ручной работы. Среди них есть и те, кто следует вековым традициям, и молодые американские, английские, итальянские, французские и даже одна турецкая марки.
Zuber & Cie
Жаклин Кеннеди в свое время осуждали за то, что она потратила 15 тысяч долларов (примерно 120 тысяч в современной валюте) на новые обои для Белого Дома. Достойное место среди них занимали обои французской марки Zuber, основанной в 1797 году — то есть раньше, чем Наполеон стал императором. Zuber не просто дожила до наших дней, а еще и сохранила более 100 тысяч печатных блоков, относящихся к XVII-XIX вв. Эта коллекция признана самой обширной в мире. Вместе с архивом заказов компании она является бесценным подспорьем для реставраторов: для восстановления исторического интерьера можно не подбирать условные настенные покрытия в стиле эпохи, а свериться с архивом и заново напечатать точно такие же.
Как уже говорилось выше, Zuber специализируется на панорамных обоях. Зал дипломатических приемов Белого дома оклеен обоями с Бостонским и Нью-Йоркскими заливами, Ниагарским водопадом и видами Америки, репликой обоев 1830-х годов. Впрочем, у Zuber внимания достойны не только обои с многофигурными композициями или пейзажами. Компания также производит текстильные обои, которые изготавливаются исключительно из натуральных материалов с использованием технологии окрашивания вручную. На их производство идут в основном атлас, велюр или бархат. Кроме обоев и настенных покрытий компания предлагает ткани для портьер и обивки мебели, а также великолепные краски для ручной росписи по ткани или обоям.
De Gournay
Клод Сесил Гарни — англичанин из хорошей семьи, которому надоело делать карьеру в Price Waterhouse Cooper и захотелось заняться тем, что он любил с детства — созданием изысканных интерьеров. В своих интервью он подчеркивает, что не умеет рисовать, но умеет отбирать. Это не страшно: Фредерик Малль тоже не умеет составлять парфюмерные композиции, зато оба они обладают редким чувством вкуса. Итак, Гарни переделал свою фамилию на французский манер в de Gournay и занялся панорамными обоями в духе французских мануфактур XIX в.
Если Zuber можно сравнить с Hermès, то de Gournay — с Louis Vuitton: опора на классическую традицию вкупе с пристальным вниманием к моде, акцент на коллаборации и съемки интерьеров в рекламе. Помните ролик Coco Mademoiselle, в котором Кира Найтли на мотоцикле приезжает на съемочную площадку, в декорации спальни с золотыми обоями? Это de Gournay.
Если говорить о стилистике обоев, то среди них есть и панорамы, и любимый всеми шинуазри, а еще — цветы, джунгли, птицы, экзотика. Одним словом, мотивы, широко используемые для создания дорогого интерьера в ретростиле. Очень красивы и оригинальны серые панорамные обои с античными руинами (причудливо разбросанные обломки и сиротливо высящиеся колонны, словно сошедшие с гравюр Пиранези), а также белые с кобальтом обои с видами гор, напоминающие китайский фарфор. К слову, у de Gournay есть своя линия фарфора.
Iksel Decorative Arts
В странах Востока интеллигенция порой лучше ориентируется в западной культуре, чем европейцы. Например, богатые ливанцы часто говорят на более чистом, литературным французском, чем сами французы, а рафинированный турецкий род декораторов может легко переходить от ампира к изникской керамике. Семья Икзель тому пример. Мехмет — сын турецкого дипломата, Димона Баша — дочь иракского ювелира. Она жила в Нью-Йорке, он — в Париже, а познакомились они в Индии. Одного сына назвали Синдбад, а другого — Хубилай, в честь Кубла-хана из поэмы Кольриджа. У Iksel есть шоу-румы как, собственно, в Париже, так и в сердце стамбульского «маленького Парижа» — квартала антикваров и декораторов Чукурджумы. Хотя в арсенале этого бренда множество утонченных и интересных вариантов обоев (и ампир, и шинуазри, и «гербарий»), обратить внимание стоит в первую очередь на обои с османскими и вообще восточными мотивами: ни у кого больше нет такого тонкого цитирования сирийской средневековой миниатюры, орнаментов керамики Изника и французского тюркери XVIII-XIX вв.
Все обои печатаются по размерам, обозначенным заказчиком, так что ими удобно оклеивать мебель, ширмы или потайную дверь. Кроме линии обоев Iksel предлагают услуги мастеров, которые могут расписать помещение фресками в восточном стиле или украсить изникской керамической плиткой.
Bradbury & Bradbury
Американская марка, основанная в 1979 году Брюсом Бредбери и испытывающая большой пиетет перед ушедшими эпохами. Заметно, что ее дизайнеры буквально купаются в прошлом и получают удовольствие от поиска нюансов того или иного стиля. Возьмем, к примеру, линейку Victorian. Она представляет собой отнюдь не сборную солянку на тему викторианской Англии. Эпоха четко разделена на основные направления. Позднесредневековый стиль Дэвида Морриса отличается от причудливого упадничества эстетического движения и от неоклассицизма, в свою очередь поделенного на неогреческий и неоримский стили. Ориентализм подан не как простое заимствование арабских или персидских мотивов, икатов, килимов или пейсли («огурцы»). Нет, он передает взгляд европейца, плод впечатлений богатого путешественника-дилетанта или фантазии эстета, грезящего о Востоке, но никогда не покидавшего Белгравии.
Линейка Arts & Crafts — пожалуй, лучшее из того, что есть на рынке на тему интерьера в стиле модерн. Особенно хороши бордюры с березами на закате и кораблями в предрассветной дымке, напоминающие витражи. Ар-деко посвящены сразу две линейки. Собственно, Art Deco с обоями, на которых изображены летящие самолеты, подходящими для интерьера в стиле советского функционализма. Другая линейка, которую выделают особо, включает в себя орнаменты великого Фрэнка Ллойда Райта. |
Внимание марки простирается до шестидесятых годов, поэтому можно подобрать и обои в стиле послевоенного модернизма, и в психоделических узорах. Цены указаны в квадратных дюймах, чтобы было легче заказать необходимый размер. Кроме обоев Брэдбери предлагает клиентам ковры в стиле Arts & Сrafts и ар-деко, но самое интересное в их ассортименте — это шотландский тюль, не уступающий хорошо известному Morton Young & Borland. Если вы с предпочитаете интерьер в стиле модернизма середины XX века, то вряд ли сможете обойтись без тюля со стилизованным изображением космических кораблей. |
Gracie
С 1898 года нью-йоркская компания остается семейной: пока что ее не подмял под себя ни один из крупных производителей, что в наше время редкость. Отец-основатель Чарльз Грейси начинал с дизайна светильников, сделанных из антикварных ваз и фарфоровых статуэток, а затем занялся продажей японского и китайского антиквариата, что помогло семье Грейси выйти на китайских производителей дорогих обоев ручной работы и стать их экспортером в США.
Сегодня у фирмы есть множество вариантов расписанных вручную панорамных обоев. Сюжеты — всё та же европейская и американская усадебная жизнь, охота, катание на лодках, заход кораблей в гавань. Очень похоже на Zuber и de Gournay, но, возможно, какие-то детали композиций вам понравятся больше: дело вкуса. Действительно примечательны у Gracie китайские и, в особенности, японские панно. Более того, марка продает панно, сделанные из подлинных европейских и китайских обоев XVIII-XIX вв. Среди них попадаются и Zuber. Также компания предлагает лакированную мебель, созданную под заметным влиянием Китая.
Marthe Armitage
Английская бабушка (ей уже за 80) вместе с дочкой сама печатает обои в пригороде Лондона. Потом их покупают знаменитости вроде Тильды Сиунтон и Стеллы Теннант. Марта Армитадж начала работать в этой сфере давным-давно, но успех к ней пришел лишь в 2000-х на волне интереса к небольшим мастерским в традиционном стиле. Обои она рисует сама, поэтому на каждом орнаменте действительно лежит отпечаток индивидуальной манеры мастера. Творчество художницы жизнерадостное, немного наивное, очаровательное и по-брейгелевски глубокое: тут и поместье Чизвик-хаус со статуями сфинсков, подстриженными конусами деревьями, лебедями и собаками, и черно-белые обои с садом в итальянском стиле, со спрятавшимися в листве статуями, и играющие в футбол дети, и следящие за полетом аэроплана олени. В прошлом году Марта даже оформила упаковку для Jo Malone.
Misha
Миланская марка представляет обои на шелковой основе, расписанные вручную. Кроме стандартных сочетаний цветов для каждого принта вы можете выбрать из огромной палитры фон и гамму рисунка. Краски — сложные и глубокие. Обои Misha стоит брать не ради многофигурных сцен или орнаментов, а ради либо имитации фактур, либо макроизображений: стрекозы, стаи рыб, цапли среди кувшинок. Обои напечатают по предоставленным заказчиком меркам.
Arte Larghevedute
Декораторы виллы Джанни Версаче в Майами Елена Палосси и Паоло Ларичи открыли свое дело. Строго говоря, их конек — не обои, а декорирование стен и потолков расписанными вручную холстами, фрески, имитация лепнины, мрамора и старых, потрескавшихся стен. Тем не менее, обои они тоже вручную расписывают: выглядит качественно и дорого.
Интерьер виллы Джанни Версаче в Майами
Picta Lab
Импрессионисты — так можно назвать эту молодую итальянскую марку двух художниц Орсолы и Кьяры. Обои расписываются вручную, в том числе акварелью. Мягкие тона перетекают друг в друга, создавая эффект свечения изнутри. На сайте есть конструктор обоев, в каждой коллекции вы можете сами выбрать тон и расположение рисунка.
Cole & Son
К кому обратиться, если вы хотите оклеить помещение обоями, напечатанными по вашему собственному эскизу? В принципе, вариантов немало, но у Cole & Son, британской марки с королевским варрантом, направление индивидуальных заказов развито особенно хорошо. Правда, значительно более известны обои Cole & Son, так сказать, категории прет-а-порте, а также коллаборации бренда с дизайнерами, например, с Вивьен Вествуд. Однако, если бюджет позволяет, то именно у Cole & Son можно заказать резьбу деревянных блоков для ручной печати по технологии XVIII века, как у Zuber, печать на своем специально изготовленном валу по более поздней технологии, шелкографию или высококачественную цифровую печать. Cole & Son может сделать и флоковые обои по эскизу заказчика. Говоря в терминах мужской одежды, Misha или Pictalab можно сравнить с made-to-measure, а Cole & Son — с full bespoke. Ну, или с ателье на Сэвил-роу.