Те, кого не слишком интересуют экранизации комиксов (6 июля выходит в прокат «Человек-паук: Возвращение домой»), могут отправиться в кино на драму «Во всем виноват енот» с Брайаном Крэнстоном из сериала «Во все тяжкие».
Судя по этой картине, современный человек, уставший от бесконечных обязательств, готов стать бомжом — лишь бы сбежать от реальной жизни.
Легкомысленное название «Во всем виноват енот» не должно пугать: это всего лишь фантазия российских прокатчиков. В оригинале картина озаглавлена Wakefield — по фамилии главного героя. Так же («Уэйкфилд») называется и рассказ знаменитого американского писателя Эдгара Лоуренса Доктороу, написанный в 2008 году. Доктороу, в свою очередь, вдохновлялся одноименной новеллой классика Натаниэля Готорна, автора «Алой буквы». Тот прочитал в газете о гражданине из Лондона, который, однажды без объяснений оставив свою семью, двадцать лет прожил неподалеку, тайком наблюдая за ней, а потом, как ни в чем не бывало, вернулся.
В фильме, снятом Робин Суикорд по мотивам рассказа Доктороу, главный герой, Говард Уэйкфилд, — успешный нью-йоркский адвокат, живущий в пригороде с женой Дайаной (Дженнифер Гарнер) и двумя дочерьми-подростками. Однажды вечером, подходя к дому, он замечает енота, чувствующего себя хозяином на земельном участке семьи Говарда. Енот вбегает на заброшенный чердак гаража. Последовавший за ним герой вдруг видит в окне чердака гостиную своего дома, где его ждут. Не отвечавший и до этого на звонки жены, с которой накануне поссорился, Говард снова их игнорирует и вдобавок случайно засыпает в кресле. Поначалу собираясь вернуться домой, он в итоге придумывает план. Говард просто исчезнет, оставит близких, за которыми будет непрестанно наблюдать. Как они справятся без него? Будут ли вынуждены жить более скромно? Будет ли жена хранить ему верность? Заигравшись, юрист превращается в бомжа, добывающего еду на помойках и лишь изредка принимающего душ, прокрадываясь к соседям. Но что самое интересное, ему это нравится.
Робин Суикорд известна как режиссер картины «Жизнь по Джейн Остин», сценарист «Мемуаров гейши» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона, а также как мать актрис Зои и Майи Казан, внучек легендарного режиссера Элиа Казана. Новая картина Суикорд изобилует отсылками к известным фильмам прошлого. Это и хичкоковское «Окно во двор», где главный герой со сломанной ногой наблюдает через окно за соседями. И самый любимый американцами рождественский фильм «Эта замечательная жизнь», в котором персонаж Джеймса Стюарта обретает возможность посмотреть, каким был бы мир без него. Но, в отличие от этих героев, Говард Уэйкфилд приходит к решению отгородиться от мира осознанно. Он не заложник обстоятельств, он сам творец собственной судьбы. Кроме того, Говард — крайне неприятный тип, в рассказе Доктороу он мягче. Конечно, Робин Суикорд, выступившая не только режиссером, но и сценаристом ленты, показывает Говарда именно таким не только ради демонстрации актерского диапазона Брайана Крэнстона.
За проблемами жены Уэйкфилд наблюдает с нескрываемым (а перед кем скрывать?) злорадством. Как же она разберется со счетами, если до этого занималась, помимо работы, только бытом? Он припоминает все бесившие его привычки: почему, например, она ходит полуголой перед окном? Впрочем, за всей этой злостью таится закравшаяся мысль о том, что Дайана осознала: их брак был ошибкой. Может, и правда был, может, он выбрал ее только из-за чувства конкуренции? —думает Говард. Ведь пятнадцать лет назад он отбил девушку у лучшего друга. Что вообще такого священного в браке, что можно жить этим день за днем? — вопрошает герой.
«Во всем виноват енот» — картина о кризисе: среднего возраста, брака, жизни. Уэйкфилд стремится вырваться из рутины будней, рабочих и семейных обязательств, избавиться от гнета города, где одинокие и несчастные люди погружены в суету, безостановочное, бессмысленное движение. Говард стремится уйти из этого городского мира в мир природы. И полноценно стать частью природы, считает он, можно лишь одичав, почти превратившись в животное.
Персонаж Крэнстона напоминает о герое Рассела Кроу в фильме Ридли Скотта по роману Питера Мейла «Хороший год». Тот, правда, не становится добровольно Робинзоном Крузо, а лишь бежит с Уолл-Стрит в Прованс, но точно так же осознает необходимость порвать с круговоротом прежней, нервной и суматошной жизни. Впрочем, у биржевого трейдера в исполнении Кроу, в отличие от Уэйкфилда, не было никаких обязательств. Можно вспомнить и современника Натаниэля Готорна, Генри Дэвида Торо и его автобиографическую книгу о временной изоляции от общества «Уолден, или жизнь в лесу». Торо прожил в хижине на берегу пруда, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым, больше двух лет. Вернется ли, подобно ему, Уэйкфилд домой? Не будем отвечать на вопрос, но скажем о том, что изначальное отрицательное отношение зрителя к персонажу сменится симпатией. Говард сообщает зрителю (рассказ ведется от первого лица), что на самом деле он покинул не семью, а себя — чтобы, отбросив ложные представления о жизни, увидеть вещи в истинном свете и обрести себя настоящего.