Культура

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Вторая режиссерская работа актера независимого кино Брейди Корбета рассказывает о жизни стервозной поп-звезды в исполнении Натали Портман.

На Венецианском фестивале картина разделила зрителей на два лагеря: поклонников и ненавистников.

Полные титры «Вокс люкс» появляются на экране не в конце, а в начале фильма. Его главная героиня, девочка-тинейджер Селеста, в прологе почти погибает. Для нее кино могло закончиться, едва начавшись — но она, получив тяжелые травмы, чудом выживает. На Селесту, ее друзей и их учительницу музыки напал в школе одноклассник, и остальным участникам этой драмы повезло гораздо меньше, чем Селесте. Девочка напишет по мотивам страшных событий трогательную песню, которая мгновенно станет не просто хитом — гимном, сплачивающим жителей всей страны в трудный момент. У героини тут же образуется вызывающе необаятельный менеджер в исполнении Джуда Лоу. Селеста вместе со старшей сестрой отправится в Швецию записывать поп-хиты, будет учиться танцевать, подпишет контракт с музыкальным лейблом и не избежит встречи со всеми основными искушениями молодости и славы. А через полтора десятилетия Селеста станет эпатажной поп-иконой на грани нервного срыва, алкоголичкой и наркоманкой, чью дочь подросткового возраста растит ее сестра. На носу презентация очередного альбома — и тут приходит известие о том, что некие террористы где-то на европейском курорте расстреляли людей, надев маски из клипа Селесты.

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Девушку в юности изобразила талантливая (в том числе и вокально) Раффи Кэссиди, чьи печальные глаза запомнились всем зрителям современной греческой трагедии Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя». Натали Портман, лицо которой украшает официальный постер фильма, сменит ее в роли Селесты, когда половина картины уже будет позади. Большую часть оригинальных песен, написанных Sia для картины, исполнит именно Натали. Осыпанная блестками, стразами, с волосами, выкрашенными в серебряный — эффектное зрелище, как ни крути, впрочем, актерская игра Портман все равно затмевает все визуальные аттракционы.

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Молодой американский актер Брейди Корбет известен отнюдь не всем поклонникам кино. Массовым картинам он предпочитал фильмы радикально-авторские, и почти всегда — мрачные. Он снимался у Грегга Араки в «Загадочной коже», у Михаэля Ханеке в американском ремейке его «Забавных игр», у Ларса фон Триера в «Меланхолии». Когда в 2015 году вышел его режиссерский дебют «Детство лидера» о ребенке, который станет диктатором, стало понятно, что Корбет не просто так работал именно с этими выдающимися постановщиками. Он, как и его невольные учителя, делает кино предельно серьезное и пессимистическое. Не мелочится и рассуждает на темы глобальные: бог и дьявол, жизнь и смерть, мир и насилие. Такой подход определяет и полярное отношение к Корбету-режиссеру. По мнению одних критиков и зрителей, он снимает кино блестящее, особенно для дебютанта, по мнению других — претенциозное и вялое. В Венеции «Детство лидера» взяли в программу «Горизонты», и жюри одарило его двумя наградами. «Вокс люкс» попал уже в основной конкурс Венецианского фестиваля, но остался ни с чем. Зато фильм обрел и страстных поклонников, и ярых недоброжелателей.

Картины «Детство лидера» и «Вокс люкс» складываются в своеобразную дилогию. Обе держат в нервном напряжении во многом за счет тревожной музыки Скотта Уокера — в прошлом популярного певца, ныне авангардного композитора и исполнителя. В ролях второго плана и там, и там занята известная по «Нимфоманке» Стейси Мартин. Обе ленты рассказывают о том, как в маленьком ангелочке зарождается чертовщина. И тот, и другой фильм балансирует между повествованием реалистическим и фантасмагорическим. И в «Детстве лидера», и в «Вокс люкс» Корбет ни много ни мало делает попытку нарисовать портрет века —XX и XXI соответственно. Главный демон века XX — это, разумеется, нацизм, главный демон XXI века, с точки зрения режиссера, — терроризм. История Селесты неразрывно связана с историей больших трагедий. Речь не только о травматичном школьном опыте 1999 года, отсылающем к стрельбе в «Колумбайне». Корбет не брезгует лобовыми, но эффектными метафорами и рифмует лишение Селесты невинности с лишением невинности всей страны, то есть с 11 сентября 2001 года. После этого события ни мир героини, ни мир вообще не будут прежними — XXI век рождается в крови.

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

Как и многие авторы, на которых Корбет явно равняется — в данном случае речь в первую очередь о фон Триере и Лантимосе, — он является мизантропом и моралистом. Один из главных его тезисов в фильме: нынешние террористы хотят обрести славу поп-звезд. Но и реальные современные звезды шоу-бизнеса вызывают у него мало симпатии, и вот уже «небесная» Селеста (имя происходит от латинского «caelestis») с ее Vox Lux, голосом света, становится проводницей дьявольщины — дурновкусия и бессмыслицы. В разговоре с дочерью героиня Портман сокрушается, что нынче совершенно не важно, что за ерунду ты продаешь: главное — эффектная подача, а не талант. Сама она, увы, тоже продает пустоту. В отличие от персонажа Портман в «Черном лебеде», которая рождала настоящее искусство, пусть и замешанное на тьме и боли, Селеста не производит ничего выдающегося. Возможно, кому-то эта пустота скрасит жизнь. Но, следуя логике фильма, а также вспоминая недавнюю картину «Власть», номинированную на ряд «Оскаров», хочется сказать: пока мы отключаем мозги в бездумных развлечениях, где-то творятся события, делающие возможными в том числе процветание терроризма.

Кино недели: «Вокс люкс» Брейди Корбета

07 марта 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура