Вторая режиссерская работа актера независимого кино Брейди Корбета рассказывает о жизни стервозной поп-звезды в исполнении Натали Портман.
На Венецианском фестивале картина разделила зрителей на два лагеря: поклонников и ненавистников.
Полные титры «Вокс люкс» появляются на экране не в конце, а в начале фильма. Его главная героиня, девочка-тинейджер Селеста, в прологе почти погибает. Для нее кино могло закончиться, едва начавшись — но она, получив тяжелые травмы, чудом выживает. На Селесту, ее друзей и их учительницу музыки напал в школе одноклассник, и остальным участникам этой драмы повезло гораздо меньше, чем Селесте. Девочка напишет по мотивам страшных событий трогательную песню, которая мгновенно станет не просто хитом — гимном, сплачивающим жителей всей страны в трудный момент. У героини тут же образуется вызывающе необаятельный менеджер в исполнении Джуда Лоу. Селеста вместе со старшей сестрой отправится в Швецию записывать поп-хиты, будет учиться танцевать, подпишет контракт с музыкальным лейблом и не избежит встречи со всеми основными искушениями молодости и славы. А через полтора десятилетия Селеста станет эпатажной поп-иконой на грани нервного срыва, алкоголичкой и наркоманкой, чью дочь подросткового возраста растит ее сестра. На носу презентация очередного альбома — и тут приходит известие о том, что некие террористы где-то на европейском курорте расстреляли людей, надев маски из клипа Селесты.
Девушку в юности изобразила талантливая (в том числе и вокально) Раффи Кэссиди, чьи печальные глаза запомнились всем зрителям современной греческой трагедии Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя». Натали Портман, лицо которой украшает официальный постер фильма, сменит ее в роли Селесты, когда половина картины уже будет позади. Большую часть оригинальных песен, написанных Sia для картины, исполнит именно Натали. Осыпанная блестками, стразами, с волосами, выкрашенными в серебряный — эффектное зрелище, как ни крути, впрочем, актерская игра Портман все равно затмевает все визуальные аттракционы.
Молодой американский актер Брейди Корбет известен отнюдь не всем поклонникам кино. Массовым картинам он предпочитал фильмы радикально-авторские, и почти всегда — мрачные. Он снимался у Грегга Араки в «Загадочной коже», у Михаэля Ханеке в американском ремейке его «Забавных игр», у Ларса фон Триера в «Меланхолии». Когда в 2015 году вышел его режиссерский дебют «Детство лидера» о ребенке, который станет диктатором, стало понятно, что Корбет не просто так работал именно с этими выдающимися постановщиками. Он, как и его невольные учителя, делает кино предельно серьезное и пессимистическое. Не мелочится и рассуждает на темы глобальные: бог и дьявол, жизнь и смерть, мир и насилие. Такой подход определяет и полярное отношение к Корбету-режиссеру. По мнению одних критиков и зрителей, он снимает кино блестящее, особенно для дебютанта, по мнению других — претенциозное и вялое. В Венеции «Детство лидера» взяли в программу «Горизонты», и жюри одарило его двумя наградами. «Вокс люкс» попал уже в основной конкурс Венецианского фестиваля, но остался ни с чем. Зато фильм обрел и страстных поклонников, и ярых недоброжелателей.
Картины «Детство лидера» и «Вокс люкс» складываются в своеобразную дилогию. Обе держат в нервном напряжении во многом за счет тревожной музыки Скотта Уокера — в прошлом популярного певца, ныне авангардного композитора и исполнителя. В ролях второго плана и там, и там занята известная по «Нимфоманке» Стейси Мартин. Обе ленты рассказывают о том, как в маленьком ангелочке зарождается чертовщина. И тот, и другой фильм балансирует между повествованием реалистическим и фантасмагорическим. И в «Детстве лидера», и в «Вокс люкс» Корбет ни много ни мало делает попытку нарисовать портрет века —XX и XXI соответственно. Главный демон века XX — это, разумеется, нацизм, главный демон XXI века, с точки зрения режиссера, — терроризм. История Селесты неразрывно связана с историей больших трагедий. Речь не только о травматичном школьном опыте 1999 года, отсылающем к стрельбе в «Колумбайне». Корбет не брезгует лобовыми, но эффектными метафорами и рифмует лишение Селесты невинности с лишением невинности всей страны, то есть с 11 сентября 2001 года. После этого события ни мир героини, ни мир вообще не будут прежними — XXI век рождается в крови.
Как и многие авторы, на которых Корбет явно равняется — в данном случае речь в первую очередь о фон Триере и Лантимосе, — он является мизантропом и моралистом. Один из главных его тезисов в фильме: нынешние террористы хотят обрести славу поп-звезд. Но и реальные современные звезды шоу-бизнеса вызывают у него мало симпатии, и вот уже «небесная» Селеста (имя происходит от латинского «caelestis») с ее Vox Lux, голосом света, становится проводницей дьявольщины — дурновкусия и бессмыслицы. В разговоре с дочерью героиня Портман сокрушается, что нынче совершенно не важно, что за ерунду ты продаешь: главное — эффектная подача, а не талант. Сама она, увы, тоже продает пустоту. В отличие от персонажа Портман в «Черном лебеде», которая рождала настоящее искусство, пусть и замешанное на тьме и боли, Селеста не производит ничего выдающегося. Возможно, кому-то эта пустота скрасит жизнь. Но, следуя логике фильма, а также вспоминая недавнюю картину «Власть», номинированную на ряд «Оскаров», хочется сказать: пока мы отключаем мозги в бездумных развлечениях, где-то творятся события, делающие возможными в том числе процветание терроризма.