Авто

Авто с Яном Коомансом: Volkswagen Classic Drive — пробег золотых старичков

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.

В автомобильном мире все нынче происходит довольно спешно. Новее, быстрее, лучше. Вы и сами в курсе. Так что я был слегка удивлен предложению отправиться в Германию на пару дней порулить старыми «фольксвагенами». В каком смысле «старыми»?

Оказывается, поездки на давно уже не новых автомобилях — большинство из них даже довольно древние — бывают удивительно бодрящими. И, пожалуй, слегка ироничными. Больше всего меня порадовала возможность снова увидеть многие автомобили из тех, что катались по дорогам, когда я едва дорос до велосипеда. Очень ухоженные, хранимые в тепле и сухости для полной бессрочной сохранности. И самое лучшее: в некоторых редких случаях им разрешают выйти погулять. В данном случае первое приглашение прокатиться на них получила небольшая группа журналистов из России.

Volkswagen

Хранилище этих автомобилей, где за ними ухаживают, оказалось под завязку набито моделями самых разных годов урожая. Среди множества очень старых «жуков» и «гольфов» изредка попадаются гоночные машины или даже самые обычные экземпляры, примечательные лишь тем, что снимались в том или ином кинофильме. Нам для первого заезда тоже подобрали весьма пеструю компанию: B1 Passat 1977 года, K70 1972 года, Scirocco 1974, Karmann Ghia 1974, Beetle Cabriolet 1303 1980 года, багги Apal 1973 года, Corrado G60 16V 1989 года, Iltis 1979 года, седан Type 3 1964, Type 147 Fridolin 1969 года и Golf 1 Cabriolet 1984 года. Ах да, и не в последнюю очередь Lupo 3L 2005 — повод почесать затылок, честно говоря. Но идея понятна: очень разнородный набор автомобилей из богатой истории VW. Времени прокатиться на каждом из них немного не хватило, но я прочувствовал, какова была жизнь в водительском сидении в 70-х и 80-х годах.

Volkswagen K70 1972

K70

Первым мне достался K70 1972 года, который разрабатывался компанией NSU, когда ее перекупил Volkswagen в 1969 году. Для тех лет это был определенно современный дизайн и весьма мощный двигатель (90 сил при объеме 1.6 л). В то время подобный 4-дверный семейный автомобиль мог весить всего 1060 килограммов. В управлении этой машиной больше всего сложностей доставляла коробка передач. На селекторе не было никаких опознавательных знаков, так что определять, где какая скорость, пришлось наугад. От приятных сотрудников VW вместе с ключами мы получили неправильную информацию о расположении задней передачи, так что здесь предстояло немножко повозиться. Когда я навскидку вычислил расположение скоростей, жизнь более-менее наладилась. Точно выяснить это все равно было невозможно, поскольку они как будто слегка смещались всякий раз, когда начинаешь искать нужную. Не самый четкий переключатель в мире. Управление K70 в движении оказалось на самом деле довольно расслабляющим занятием. Самое примечательное в машинах этой эпохи — невероятно тонкий руль.

Volkswagen Scirocco

Scirocco

Следующая короткая поездка была на оригинальном Scirocco. Вместо обычной механической коробки передач он был оснащен намного более редкой 3-скоростной автоматической трансмиссией. Мне хотелось поскорее испытать на собственной шкуре 3-ступенчатый автомат из далекого 1974 года, причем я ожидал, что он будет довольно ужасным, но по ощущениям он оказался удивительно… нормальным. Адски медлительный, конечно, но работает очень ровно и не так уж сильно отличается от наших сегодняшних автоматов. Просто в наши-то дни этих скоростей уже в три раза больше. В свое время Scirocco был весьма спортивным автомобилем, и это ощущение частично сохраняется, даже если едешь на нем в 2019 году. Эта поездка однозначно была намного проще и сильно динамичнее, чем на K70, который старше всего на два года.

Volkswagen Iltis 1979

Iltis

Совсем другая история — Iltis 1979 года. Это был первый настоящий внедорожник от Volkswagen, а также их первая полноприводная модель. В управлении он больше похож на легкий военный автомобиль, каким он и являлся, чем на дорожную машину. Эти создания абсолютно затерроризировали ралли Париж-Дакар 1980 года, взяв три из четырех верхних строчек, включая первое место. Мне достался как раз «гоночный» Iltis, очень громкий, продуваемый ветром внутри, и в целом на нем страшно ехать по современной дороге свыше 60 километров в час. Разгон на низких скоростях он выдавал удивительно бодрый для 90-сильного двигателя — ведь благодаря «коротким» передачам он изначально должен был с легкостью карабкаться на приличные холмы. Максимально он выдает всего лишь 130 километров в час, но я разве только за очень большой гонорар соглашусь посидеть в нем на такой скорости. Тем не менее, ценный опыт.

Volkswagen Karmann Ghia

Karmann Ghia

Karmann Ghia и Beetle — это по сути один и тот же автомобиль, только в оболочках разной формы. В этом нет ничего экстраординарного, но этот случай, пожалуй, самый утрированный. Karmann Ghia — одна из тех машин, красота которых неподвластна времени, бессменный образчик для учебников по дизайну автомобилей до тех пор, пока человечество вообще на них ездит. «Жук» же, с другой стороны, выглядит больше как… «жук». Он тоже навсегда останется в учебниках как одна из моделей, полностью изменивших автомобильный мир. В плане ощущений от вождения более легкий, низкий и аэродинамичный Karmann, безусловно, выжимает больше радости из своего 50-сильного двигателя с воздушным охлаждением, но в целом управлять обоими оказалось легче, чем я ожидал. Звук они тоже издают одинаковый, это, наверное, самое важное. Не могу представить себе более канонической ноты, чем от этой старой доброй горизонтальной четверки цилиндров.

Volkswagen Beetle

Beetle

Volkswagen Beetle

В этом месте поток радостных эмоций слегка прервался — я очутился за рулем Lupo 3L. Если во всем искать положительные стороны, то стоит отметить, что я внезапно почувствовал себя комфортно в автомобиле, очень современном по ощущениям. С другой стороны, удовольствия от вождения здесь ровно столько, сколько следует ожидать в машине, название которой буквально отсылает к ее (низкому) уровню расхода топлива. Не поймите меня превратно, это и правда очень впечатляет, насколько мало топлива тратит этот автомобиль. Если вы кайфуете от таких вещей, то не мне вас судить. Возможно, я не удержусь от странного взгляда в вашу сторону, но ничего на эту тему не стану говорить. Так или иначе, это автомобиль родом из просвещенного 2005 года — без усилителя руля. Поскольку насос гидроусилителя вызовет некоторое торможение двигателя, отчего тот станет тратить больше топлива. Трансмиссия представляет собой роботизированную механическую коробку передач, ибо настоящий автомат — да-да, вы угадали — будет тратить больше топлива. Несколько лет спустя люди научились делать блестящие коробки передач с двойным сцеплением. Но этот автомобиль появился раньше. Если вы захотите резко ускориться и утопите педаль в пол, первым делом вы слегка замедлите скорость. Потому что коробка передач переключается в нейтральное положение, а затем неспешно выбирает более низкую передачу, которая позволит вам двигаться быстрее. На самом деле, я рад, что мне довелось покататься на Lupo — эта машина нагляднее любой другой продемонстрировала мне, до какой же степени усовершенствовались автомобили в последние полтора десятилетия.

Volkswagen Lupo 3L

Lupo 3L

Последним мне достался один из героев моего детства. Возможно, в то время я этого не осознавал, но, оглядываясь назад, понимаешь, что Golf 2 GTI 16V (изначально он не входил в нашу программу, но раз уж мы так здорово проводили время, то выкатили и несколько бонусных автомобилей) в известной степени легендарен. На них ездили копы — потому, вероятно, что на них же катались и грабители. 139 лошадиных сил от двигателя объемом 1.8 л на автомобиле с короткой колесной базой весом едва больше тонны — очень внушительный рецепт. Попавшийся мне экземпляр был, кажется, 1992 года выпуска или около того, примерно в это время я окончил начальную школу. Как же просто управлять этой машиной. Коробка передач работает быстро и четко, расстояние между педалями идеальное, даже положение водителя не так уж плохо для моего высокого роста. Двигатель все время подначивает тебя придавить педаль громкости, и по ощущениям машина достаточно шустрая объективно, даже в наше время, когда переднеприводные «горячие хэтчбеки» переваливают за 300 лошадиных сил. Golf GTI стал единоличным изобретателем этого класса автомобилей, и ему до сих пор есть что сказать на эту тему. Блестящая машина.

Volkswagen Golf 2 GTI 16V

Golf 2 GTI 16V

Старые машины дают четко понять, что нам с вами сегодня очень даже неплохо живется. Автомобили намного тише и комфортнее, чего ни пожелаешь — все у тебя сразу под рукой. Усилителя руля не было ни на одной машине из тех, на которых я ездил. Это дает очень приятное ощущение, когда машина в движении, но маневры на малой скорости или попытки припарковаться — та еще физическая нагрузка. Видимо, в то время никому не нужны были абонементы в фитнес-клуб, достаточно проехать за рулем несколько парковок у супермаркета — и мышцы в тонусе. Такая классика превосходна, и заядлый автолюбитель, конечно же, желает завести парочку экземпляров у себя в гараже. Но, вероятнее всего, вы будете выводить их на прогулку лишь по воскресеньям при хорошей погоде, как пожилую бабушку.

Volkswagen по праву гордится своими автомобилями, созданными за десятилетия в бизнесе. Какие-то из них изменили мир, другие просто продавались в огромном количестве. Но каждая из их моделей в том или ином виде до сих пор функционирует на сегодняшних дорогах. За два дня вождения никто из них нас не подвел, и уезжали мы с улыбками на лицах. Все это, конечно, не имеет значения для людей, присматривающих себе Volkswagen сегодня или завтра, но отрадно видеть производителя, понимающего простые радости ностальгического вождения и готового разделить их с нами. Ведь самыми лучшими часто становятся поездки без всякой цели.

Volkswagen Corrado

Corrado

Volkswagen SP2

SP2

21 июня 2019
Ян Кооманс для раздела Авто