Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с основателями кинокомпании «Водород» Михаилом Врубелем и Александром Андрющенко

Михаил Врубель, Рената Пиотровски и Александр Андрющенко
Михаил Врубель, Рената Пиотровски и Александр Андрющенко

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с основателями кинокомпании «Водород» Михаилом Врубелем и Александром Андрющенко о герое нашего времени, «кинокалькуляторе», которого ни у кого нет, и профессиональном азарте.

На максимуме возможностей

Михаил Врубель: Наша компания «Водород» началась с фильма «Джунгли» — он хорошо сработал, но мы хотели большего. А вот «Призрак» принес ощущение успеха — он вышел в 2015-м. Надо сказать, что мы всегда делали кино на максимуме своих возможностей — и само кино, и промо-кампании фильмов. Просто мы эволюционируем, и сейчас, оглядываясь назад, понимаем, что получилось гениально, а что — нет.

Александр Андрющенко: Но мы всегда верили: надо делать на сто процентов, надо показывать свой максимум. И чем жестче конкуренция, тем выше этот твой максимум. И тогда конкуренция была. Сейчас, когда почти нет голливудского кино, она тоже есть, но законы рынка сильно изменились, и фактически большое кино в стране делают пять крупных студий.

Александр Андрющенко и Михаил Врубель

Выдающаяся мелодрама

Александр Андрющенко: Успех «Льда» связан в первую очередь с тем, что это выдающаяся мелодрама: в Российском кино не так много крутых историй любви. У нас этот жанр вообще мало снимают. А в случае с фильмом «Лёд» еще и форма выбрана идеально: мюзикл очень ярко подчеркивает мелодраматическую составляющую. Я бы сказал, что это история любви, рассказанная в очень классной, впечатляющей форме — вот и весь секрет.

Михаил Врубель: А я думаю, что успех «Льда» в том, что в картине созданы два больших образа и один мерцающий, и все три очень понятные нашему зрителю. Во-первых, «хороший хулиган» — молодой парень, необязательно самый умный и прилежный, но справедливый и добрый. Герой любого времени в нашей стране. Это и Гоша в фильме «Москва слезам не верит», и Данила Багров в «Брате». Во-вторых, женщина-мать: строгая, но очень душевная. А третий — мерцающий, меняющийся образ девушки, которая думает, что ей нужна карьера, а на самом деле ей нужна любовь.

Михаил Врубель и Александр Андрющенко

Герой нашего времени

Михаил Врубель: Мы в «Водороде» с определенной регулярностью встречаемся на так называемых «ретроспективах»: через месяц после выхода фильма проводим исследование и смотрим, кто наш зритель, как он оценил картину, что его зацепило… Но это не значит, что мы смотрим, на кого пришел зритель и дальше снимаем про таких же героев. Интересная, к слову, стратегия — но мы не пробовали. А кто герой нашего времени, однозначно сказать трудно. «Слово пацана» посмотрели на онлайн платформе Wink 20 миллионов зрителей, а «Чебурашку» в кино посмотрело больше 20 миллионов — и кто герой нашего времени?

Александр Андрющенко: Предлагаю снять кросс-овер — «Слово Чебурашки»!

Михаил Врубель и Александр Андрющенко

Фантастику мы просто любим

Александр Андрющенко: Мой «любимый» журнал «Кинорепортер» написал рецензию на фильм «Сто лет тому вперед»: «Ходы как будто бы просчитаны на калькуляторе». Я теперь все время это цитирую, потому что, во-первых, я бы хотел, чтобы мне дали калькулятор, который они там увидели — и тогда мы на нем все просчитаем и наконец-то начнем стабильно зарабатывать! (Смеется.) Никто в кино так не делает из больших продюсеров, никто из тех, кто любит кино, ничего не просчитывает «на калькуляторе», потому что мы делаем то, что нам самим очень нравится — иначе скучно! Да, ты отвечаешь за огромные деньги и отвечаешь перед инвесторами и аудиторией и поэтому анализируешь, все ли твои идеи понравятся людям, но ты не сидишь с «калькулятором». Вот я люблю фантастику — и поэтому ею занимаюсь. Я в детстве обожал фантастику, я сейчас ее люблю и хочу ее делать. Но это сложный жанр, потому что научная фантастика должна быть наукообразной и суперубедительной. В историческом кино ты должен проделать гигантскую работу, но очень понятную — открыть источники, все прочитать, все собрать. А в научной фантастике ты должен фантазировать, проверять научные теории, складывать это все в сюжет.

Михаил Врубель: В «Сто лет тому вперед» мы не переделывали Булычева, Булычев для нас — это точка вдохновения. И я не вижу в этом проблемы. Мне недавно показали аналитику: в России только 10–15% всех аудиовизуальных произведений создаются на базе каких-то источников, а в мире — 70-80% контента сделано по мотивам книг, фильмов, сценариев. Это абсолютно естественный процесс — оттолкнуться от когда-то придуманной вселенной, сделать на ее основе, используя сегодняшние инструменты, свой мир — и показать результат аудитории, которая и не слышала про оригинальный материал.

Александр Андрющенко, Рената Пиотровсик и Михаил Врубель

Коллективный труд

Александр Андрющенко: «Сто лет тому вперед» — это крутейшая графика, которую мы делали вместе с компанией Main Road Post — нашими партнерами со времен фильма «Призрак». Кстати, именно они делали кота для фильма «Мастер и Маргарита»! Они делали «Сталинград», который в свое время стал визуальным мегапрорывом. Они делали «Притяжение», «Вторжение», «Спутник». В «Сто лет тому вперед» они сделали как минимум половину графики, хотя подрядчиков, кроме них, было много — это большой коллективный труд.

Михаил Врубель: Кто-то снимает быстро и много, но это просто другая модель жизни и другая философия. У нас не получается быстро. Самым быстрым получился «Лед 3», за год — это абсолютный рекорд, и мы, можно сказать, истекли кровью. Обычно — три года. Можно делать быстрее — но тогда нужно прекратить улучшать. Вот сценарий, он есть — все, переходим к следующей стадии. А если к сценарию есть вопросы? А если потом снова есть вопросы? Если посмотреть на какие-то черновые версии сценариев фильмов Sony или «Дисней», то у графических кадров можно увидеть надписи: «версия 93», «версия 137»… Потому что есть время и возможность переписать и переделать. Это качество, достигаемое количеством итераций.

Александр Андрющенко: Если снимать быстро, уходит мотивация. Я снял пока только два фильма, потому что я не могу быстро работать и боюсь принимать быстрые решения. А когда ты как режиссер работаешь, ты чувствуешь дикую ответственность! Если ты продюсер, ты управляешь неким коллективным творчеством художников, и твоя ответственность как бы делится на всех, это психологически легче, а если ты режиссер — все на тебе.

Александр Андрющенко

Александр Андрющенко

Низкая конкуренция

Михаил Врубель: У нас мало хороших сценаристов, потому что у нас мало сценаристов. (Смеется.)

Александр Андрющенко: И это касается не только сценаристов. Это проблема низкой конкуренции. Сценаристов должно быть очень много, чтобы было, из кого выбирать.

Михаил Врубель: У нас мало и плохо учат искусству сторителлинга. В школе сочинения всегда абсолютно формальные, литературоведческие: опишите, что хотел рассказать автор. А так не научиться придумывать историю. Думаю, корень проблемы в этом. Я, кстати, готовлю сейчас программу, которую разработают кинематографисты, а после попробуем убедить Министерство образования ввести ее в школах, хотя бы на добровольной основе. Мне кажется, это многое бы изменило. Плюс киноиндустрия людям кажется недоступной, а как итог — нам просто не хватает людей, которые готовы пробовать и писать для кино.

Михаил Врубель
Михаил Врубель

Куда деваются эти сотни детей?

Александр Андрющенко: В школе «Индустрия» мы учим профессионализму: даем все инструменты, обучаем работать со сценарием. А что они будут писать — зависит только от студентов. Главное для нас — создать отраслевую конкуренцию: когда конкуренция низкая и рынок закрытый, это плохая ситуация для профессии. Я помню, как привел своего маленького ребенка в футбольную школу ЦСКА и увидел, что там восьмилетки, которые всего три года занимаются, творят. Я был в восторге и не мог понять, куда потом деваются эти сотни детей, которые в восемь лет так играют? Наш реквизитор раньше работал футбольным тренером, и он мне объяснил: «Такая система. Они дорастают до подросткового возраста, им рано начинают платить большие деньги, а потом они теряют мотивацию. Плюс сейчас еще конкуренция ограничена национальным футболом. У профессии рынок должен быть больше: когда мы насытим индустрию молодыми амбициозными ребятами, и они начнут друг с другом конкурировать — тогда мы увидим результат.

Михаил Врубель, Рената Пиотровсик и Александр Андрющенко

Михаил Врубель: И гордиться нам есть кем. Например, Юра Хмельницкий!

Александр Андрющенко: Да, самый кассовый фильм компании «Водород» — «Лед 3» — снят дебютантом и написан студенткой: Аксиния Борисова продолжает с нами работать. Лозунг у нас простой: «Научить нельзя — научиться можно». Поэтому мы никого не научили, но мы помогли научиться определенному количеству людей, которые этого очень хотели и много работали. Мы им сначала помогли в школе, дальше они несколько лет потрудились «джуниорами», стажерами, продолжая учиться, и вот доросли… Это и Юра Хмельницкий, режиссер «Лед-3», и Василиса Кузьмина, режиссер и сценарист фильма «Ника», и Аксиния Борисова, которая написала «Лед-3», и Ксюша Мирошник, которая написала с нами «Сто лет тому вперед». И Женя Сангаджиев, и Никита Власов (он уже восьмой сериал снимает!). Это все выпускники школы «Индустрия».

Михаил Врубель: Интересно, что те, кого мы назвали, пришли учиться, уже имея какую-то профессию — кто-то был актером, а теперь сценарист, кто-то ставил спектакли, а теперь пишет сценарии. Это небыстрый процесс! Можно стать футболистом прямо сейчас? И можно в сборную через полгода? Нет, так не бывает… А сейчас гигантский спрос на локальные фильмы и сериалы. Если ты хочешь попробовать себя в кино — сейчас лучшее время! Среди сценаристов конкуренция низкая, а среди сериалов конкуренция высокая, можно найти желающих снять и проходной сценарий, но в какой лиге ты окажешься дальше? Если это хобби, это одно дело, а если это профессиональная жизнь, если это спорт высших достижений, на тебя смотрят миллионы людей, и ты должен их заинтересовать, убедить, вдохновить, восхитить — такая задачка требует опыта.

Михаил Врубель и Александр Андрющенко
Михаил Врубель и Александр Андрющенко

Другое «смотрение»

Михаил Врубель: Вместе с Антоном Сиренко, нашим давним партнером, бывшим руководителем Sony/Disney мы открыли компанию, которая будет производить сериалы. Думаю, к концу этого года — началу следующего начнутся съемки довольно большого количества проектов. И дело не в том, что все побежали снимать сериалы — и мы побежали, просто эта сфера развивается — и нам интересно!

Александр Андрющенко: Потому что стало понятнее, кто зритель онлайн-платформ, и сколько этих зрителей. Трудно себя мотивировать, даже если тебе дают бюджет, делать сериал, зная, что его посмотрит мало людей. А сейчас есть уверенность, что продукт будет востребован. Плюс хочется освоить новые правила игры: с творческой точки зрения, с точки зрения сторителлинга сериал — это специфический формат. А мы привыкли к большому кино. Там, как говорит Миша, «спорт высоких достижений» — попробуй затащи зрителя в кинотеатр, а если он пришел, попробуй расскажи за три часа все быстро и интересно! У сериалов, как мне кажется, зритель другой: он смотрит дома, в более комфортных условиях, или, скажем, в метро. Слышал такие отзывы: «Не фонтан, но в дороге смотрю». Это какое-то другое «смотрение». Я не могу сказать, что я его разгадал, но мне интересно с этим зрителем научиться взаимодействовать.

Александр Андрющенко и Михаил Врубель

«„Водород“ — парни на миллиард» (Forbes)

Михаил Врубель: Миллиард сегодня — это уже не деньги. (Смеется.) В этом году чувствуем себя минимум на четыре миллиарда! Кто-то сегодня сказал во время съемок: «Выйдите из зоны комфорта». А я туда и не заходил! (Смеется.) Ну, в каком-то бытовом смысле, может быть, лучше комфорт, но в смысле новых вызовов, новых возможностей я всегда за выход из зоны комфорта: за сериалы, за новые направления, за новые жанры, за постоянный вызов самому себе. В августе начинаем съемки «Буратино» — и такого масштаба и такого вызова, технологического, драматургического, музыкального — еще не было! По-моему, интересно только вот в таком состоянии все время жить. И это не адреналин. Это азарт. Адреналин — это когда ситуация вне зоны твоего контроля. Это американские горки — сел и не ты решаешь, куда повернуть. А здесь все ты сам предлагаешь, выдвигаешь гипотезу, делаешь то, что раньше никто до тебя не делал. И вот это — классные ощущения.

Александр Андрющенко, Рената Пиотровски и Михаил Врубель

Качество жизни

Михаил Врубель: Моя формула качества жизни проста: 70% — любимое дело, которым ты занимаешься с людьми, которых любишь и уважаешь. 30% — любимые люди: жена, дети, родители. Я не хожу ни на какие тусовки — мне хватает людей дома и на работе.

Александр Андрющенко: А я родился «пенсионером» — и у меня семья на первом месте. Хотя в интервью не принято так говорить. Я во всем отталкиваюсь от дома, от семьи. Я просыпаюсь с утра, и если дома все хорошо, то и на работе все классно, и ничто меня не сломает.

Александр Андрющенко
Михаил Врубель
Александр Андрющенко и Михаил Врубель