Искусство импрессионистов и постимпрессионистов исключительно хрупко: художники эмоционально экспериментировали с красками, в том числе с органическими красителями. В итоге шедевры из хранилищ важнейших мировых музеев не всегда можно экспонировать и тем более отправлять «на гастроли»: например, работы Пикассо «Голубого» и «Розового» периодов, Гоген таитянского периода или некоторые картины Винсента Ван Гога требуют настолько бережного отношения, что проще спрятать их от глаз публики. Именно такая судьба могла бы ждать картину Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» — но благодаря усилиям ГМИИ им. А.С. Пушкина и бренда LG SIGNATURE у нас в самом ближайшем будущем появится возможность изучить этот шедевр при личной «встрече». Специалистам музея удалось остановить медленное разрушение картины, укрепить опасные места и изучить возможные риски — и в следующем году картину представят широкой публике в рамках выставки «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» (27 июня —30 октября 2022).
Posta Art: ГМИИ им. А.С. Пушкина и LG SIGNATURE завершили исследование и реставрацию картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
Что было сделано?
Специалисты изучили морфологические особенности холста, набор и степень повреждения волокон нити, произвели рентгенофлуоресцентный анализ поверхности красочного слоя, определили химический состав грунта и красочного слоя работы и состав микрообразцов воско-смоляной мастики и пожелтевшего осетрового клея.
Каков результат?
Результаты исследования картины дали специалистам возможность реконструировать этапы работы Ван Гога над полотном, понять технологию его создания, а также выявить деструктивные процессы, влияющие на состояние сохранности произведения — именно отсутствие этой информации не позволяло ранее экспонировать картину вне стен музея. Кроме того, были проведены работы по реставрации оригинальной рамы — укрепление грунта и позолоты, удаление стойких поверхностных загрязнений, исправление потемневших тонировок, восполнение утраченных фрагментов резного декора, утрат грунта и позолоты, тонирование и покрытие лаком.
Исследования осуществлены при участии специалистов кафедры высших растений биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного научно-исследовательского института реставрации и научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства.