Путешествие

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott

Даже если вы не раз были в Венеции, всегда есть повод вернуться в этот город — особенно летом, особенно в дни проходящей здесь биеннале современного искусства.

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott

Рассказываем о самых интересных венецианских выставках этого лета, а также о том, как совместить интеллектуальное времяпрепровождение с расслабленным курортным отдыхом.

JW Marriott Venice на Острове роз

Вы удивитесь, но в туристической Венеции есть тихие гавани, где можно не только остановиться, но и отдохнуть от утомительной суеты, приведя в порядок тело и мысли. Спа-отель JW Marriott Venice — как раз такое место. Расположенный на острове с роскошным парком, он счастливо сочетает в себе элегантность и изысканность городского отеля с безмятежной атмосферой приморского или альпийского курорта. Между отелем и площадью Сан-Марко каждые полчаса курсируют бесплатные для постояльцев шаттлы, так что вы в любой момент можете оказаться в самом сердце города.

Но, оказавшись в JW Marriott Venice, хочется на время забыть об окружающем мире и тихо помедитировать с бокалом вина на террасе с видом на море. Воды Адриатики несколько раз в день меняют цвет с зеленовато-голубого до серого, то почти полностью сливаясь с низкими кучевыми облаками, то, отражая их, словно гигантское зеркало.

В таком умиротворенном состоянии самое время отправиться в местный спа-центр. Самый крупный в Венеции, он располагает турецкой баней с соляной камерой, открытым бассейном, восемью индивидуальными кабинками для процедур и сьютом с видом на Венецианскую лагуну. Здесь же к вашим услугам спортзал и крытый бассейн на случай погодных сюрпризов.

Рестораны отеля стоят отдельного упоминания. В гастрономический Dopolavoro, который занимает отдельный двухэтажный павильон в глубине парка, специально приезжают из Венеции, чтобы попробовать кухню мишленовского шефа Федерико Беллуко. Помимо высоких гастрономических технологий, особенность ресторана в том, что все овощи и травы, используемые для приготовления блюд, любовно выращиваются в собственном огороде (который, кстати, виден с веранды ресторана и, надо сказать, смотрится весьма живописно).

Ресторан Sagra, что на пятом этаже главного здания отеля, специализируется на традиционной итальянской кухне и в особенности региона Венето. Здесь нужно непременно попробовать блюда из рыбы — трески и сибасса — и морепродуктов. И нет ничего лучше чашечки эспрессо на террасе с видом на парк и лагуну (да-да, мы на острове, и местные панорамы — это неотъемлемая часть опыта, который ожидает вас в JW Marriott Venice).

Чтобы в полной мере ощутить, что же такое настоящая итальянская кухня, настоятельно рекомендуем мастер-класс в кулинарной школе Sapori при отеле. В зависимости от ваших предпочтений, он может длиться несколько часов, а может растянуться на целый день. Второй вариант включает в себя не только сам процесс, но подготовку — посещение рынка Риальто, во время которого шеф рассказывает, как выбрать самую свежую рыбу, где найти самые ароматные специи и лучший сыр. Одним словом, вас ждет занимательнейший культурный опыт и просто отличное времяпрепровождение — шеф и его ассистенты превращают мастер-класс в истинный аттракцион.

И все же Венеция — город искусства, музей под открытым небом и место, где при этом можно увидеть самое актуальное современное искусство. Так что, восстановив силы на Острове роз — так романтично называется часть суши, полностью занимаемая отелем, — самое время с ним познакомиться. Чтобы потом вновь вернуться в гедонистическую атмосферу курорта, который имеет все шансы стать одним из ваших фаворитов.

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott

«Сокровища крушения „Невероятного“»

Невероятным в этом самостоятельном, не имеющим отношения к биеннале проекте Дэмиена Хёрста кажется все: масштабность идеи и процесс ее десятилетнего воплощения, стоимость производства — 50 млн фунтов, размеры выставочного пространства площадью порядка 5000 кв. м, а главное — совершенная уникальность как для современного искусства в целом, так и для самого Хёрста каким мы его знали раньше. Британец, известный широкой публике как автор знаменитого бриллиантового черепа и серии «Естественная история», являющей собой собрание мертвых животных в формальдегиде, здесь предстает в абсолютно другой ипостаси.

Серия «Сокровища крушения „Невероятного“» включает в себя около двух сотен произведений, главным образом скульптур, якобы найденных на затонувшем корабле II века и выставленных на обозрение как есть — с наростами кораллов и ракушек, с отбитыми руками, носами или даже головами. Хёрст создал собственную мифологическую систему из элементов едва ли не всех известных древних цивилизаций от Месопотамии до Египта. Такими же «древностями Атлантиды» вдруг предстают и Микки Маусы и другие герои масскультуры современности, напоминающие персонажей франшизы «Пираты Карибского моря». Осмотр экспозиции, расположенной на двух площадках, Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, с полным правом можно назвать путешествием — которое для каждого зрителя становится индивидуальным эмоциональным и интеллектуальным опытом.

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott

Детали:
До 3 декабря
Палаццо Грасси, Campo San Samuele, 3231
Пунта делла Догана, Dorsoduro, 2

Theatrum Orbis в Российском павильоне

Название экспозиции Российского павильона биеннале Theatrum Orbis («Театр мира») отсылает к одноименному труду фламандского картографа Абрахама Ортеля, издавшего в 1570 году в Антверпене географический атлас мира, состоящий из 70 карт и сопроводительных страноведческих статей к ним.

Российские художники разных поколений создали в Садах биеннале трехчастную инсталляцию — образ мира сегодняшнего, в котором прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены, «театр мерцающего времени», как его называет один из его авторов художник Гриша Брускин. В центральной, верхней, части павильона расположился его многофигурный театр теней, откуда по винтовой лестнице зритель попадает в другой мир, который вполне можно считать Дантовым адом: виртуальное пространство авторства Recycle Group, населенное фантомами заблокированных пользователей сети. А инсталляция молодой видеохудожницы Саши Пироговой предстает в виде сада — с одной стороны, символа культуры, а с другой — Эдема, где человек свободен от ограничений и условностей цивилизации. В единое целое инсталляцию связывают не только взаимные переклички и смысловые параллели, но и звуковое оформление, созданное современными композиторами Дмитрием Курляндским, Петром Айду и Константином Дудаковым-Кашуро.

Детали:
До 26 ноября
Сады биеннале, Российский павильон

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott. Ян Фабр. Планета V. 2011

Ян Фабр. Планета V. 2011

«Ян Фабр. Скульптуры из стекла и кости 1977-2017»
Параллельная программа биеннале

Вот уже более 35 лет бельгиец Ян Фабр, одна из крупнейших фигур в современном искусстве, исследует в своих произведениях аспекты жизни и смерти наряду с физическими и социальными метаморфозами человека. Он стал первым ныне живущим художником, удостоенным масштабной персональной выставки в Лувре, состоявшейся в 2008 году. Осенью 2016-весной 2017-го более 200 его работ были показаны в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Проект «Рыцарь отчаяния — воин красоты» вызвал неоднозначную реакцию консервативно настроенной части публики, возмущенной использованием в его произведениях чучел домашних животных, которые, однако, не умерщвлялись намеренно, а были сбиты машинами на автострадах. По мысли Фабра, превращая этих животных в объекты искусства, художник, напротив, продлевает им жизнь — в укор человеческой жестокости.

Вообще все материалы, которые использует Фабр, имеют смысловую нагрузку. Так, стекло и кости, будучи твердой, но хрупкой материей, тоже несут в себе ассоциации с человеческой жизнью: «Некоторые животные и все люди выходят из лона подобно расплавленному стеклу из печи. Каждому человеку можно придать ту или иную форму, сохраняя при этом значительную степень свободы», — говорит художник. Его скульптуры из стекла и костей человека и животных — символ преходящей природы человеческого существования.

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott. Ян Фабр. Греческие боги в телесном пейзаже. 2011

Ян Фабр. Греческие боги в телесном пейзаже. 2011

Детали:
До 26 ноября
Аббатство Сан-Грегорио, Calle Bastion Dorsoduro, 172

Бригитта Кованц и Эрвин Вурм в Австрийском павильоне

Бригитта Кованц и Эрвин Вурм известны и востребованы далеко за пределами Австрии, входя в топ главных художников современности. Бригитта Кованц создает световые объекты и инсталляции, в которых она исследует взаимоотношение между живописью, скульптурой, архитектурой — и, как ни удивительно, литературой. Абстрактные формы из неоновых проводов часто дополняются текстами, которые сами по себе являются скульптурными объектами. Зеркала и стекла в ее произведениях расширяют пространство не только физически, но и метафизически, привнося дополнительные коннотации.

Планы на лето: Венеция, современное искусство и островная идиллия в JW Marriott. Бригитта Кованц. Бесконечность и далее

Бригитта Кованц. Бесконечность и далее

Эрвин Вурм на протяжении вот уже почти сорока лет переосмысливает само определение, социальную роль и аспекты восприятия скульптуры. Так, в 1990-е он прославился серией «одноминутных скульптур», возникающих из взаимодействия художника и его моделей с повседневными объектами. Последовательный критик общества потребления, он также широко известен серией «надувных» скульптур — как будто заплывших жиром домов и машин, а также «тающими» домами, похожими на расплывающееся мороженое.

Детали:
До 26 ноября
Австрийский павильон, Сады биеннале

 

 

 

26 июня 2017
Инна Логунова для раздела Путешествие