С переездом из подмосковной усадьбы Архангельское в музей-заповедник Коломенское фестиваль стал ближе к центру, не утратив самобытной атмосферы просторного и яркого оупен-эйра.
В жаркий июньский уикенд на новом месте «Усадьба Jazz» прогремела с прежним размахом и не менее зажигательно.
Фестиваль «Усадьба Jazz» проходит в этом году уже в шестнадцатый раз и за это время успел крепко встать на ноги и превратиться в уважаемый и узнаваемый бренд. В хэдлайнерах ныне сплошь актуальные звезды со свежевыпущенными альбомами и масштабными гастрольными графиками. Питерская рок-группа «Сплин», выпустив в прошлом году пластинку «Встречная полоса», в текущем сезоне обкатывает обширную географию от Киева до Таллина, от Сочи до Мурманска и от «Нашествия» до Кремлевского дворца. В Коломенском же, на главной сцене «Партер», Саша Васильев и сотоварищи исполнили специальную акустическую программу со струнным оркестром, настолько насыщенную, что несколько хитов из сетлиста не уложились в отведенное время до «комендантского часа»: чтобы все успели на выход из парка, пришлось ускорить наступление момента «скоро рассвет, выхода нет». Второй день фестиваля на этой же сцене закрывали американцы The Black Eyed Peas, после восьмилетнего перерыва наконец-то вновь заявившие о себе прошлой осенью с хип-хоп-альбомом Masters of the Sun.
«Сплин»
The Black Eyed Peas
Джазовая составляющая фестиваля по традиции заметнее представлена на более камерной сцене «Аристократ» — в этот раз она расположилась прямо перед импозантным устремленным ввысь белокаменным шатром церкви Вознесения Господня. В дневное время здесь выступали российский трубач Вадим Эйленкриг, грузинская вокалистка Нино Катамадзе, тунисский исполнитель на уде Дафер Юссеф и британский саксофонист и рэпер Соуэто Кинч. Британцы же стали и хэдлайнерами обоих «аристократических» вечеров.
Вадим Эйленкриг
Нино Катамадзе
Дафер Юссеф
Соуэто Кинч
Гипнотические ню-джазовые The Cinematic Orchestra с внушительным арсеналом как живых инструментов, из которых ярче всего выделялись голоса контрабаса и саксофона, так и электронных примочек, наиболее известны у нас благодаря саундтреку к немому фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Буквально этой весной они разродились первым за 12 лет полноценным студийным альбомом To Believe, и московской публике раньше многих довелось воочию лицезреть новую программу.
Певец и пианист Джейми Каллум также привез в Россию свой свежий альбом Taller, выпущенный лишь парой недель ранее и пронизанный нотками госпела и соула. К новому материалу как нельзя кстати пришлось пополнение гастролирующего ансамбля в лице двух сильных женских голосов: особенно запомнилась проникновенная песня Mankind, исполненная музыкантами впятером практически а-капелла, под скупой аккомпанемент одного лишь контрабаса. В целом же энергетика шоу накатывала океанскими волнами: прыжки на сцену с крышки рояля, небольшая сольная битбокс-интерлюдия, выход «в народ» возле сцены с песней Sinnerman Нины Симон, в качестве короткой передышки — кавер-версия меланхоличной High and Dry от группы Radiohead, джазовые стандарты из репертуара Луи Примы, а вот аудитория в едином порыве повторяет по команде Джейми вокальные пассажи, танцует и скачет — и продолжает петь даже после его ухода за кулисы.
Возле сцены Jazz&World by S7 Airlines, где выступили среди прочих скандинавское фортепианное трио Торда Густавсена и российский фьюжн-ансамбль Marimba Plus Льва Слепнера, царила расслабленная атмосфера, почти в духе свободолюбивых хиппи. Фирменный «кислотный» желто-салатовый цвет авиакомпании добавлял красочности происходящему: в соответствующих тонах было выдержано оформление самой сцены, а рядом вздымался до небес хобот огромного надувного слона такого же оттенка.
В целом картина в Коломенском, по сравнению с более строгими и упорядоченными ландшафтами Архангельского, скорее немножко напоминала легендарный «Вудсток», но на современный лад. С одной стороны — внушительная толпа, усеявшая утомленную солнцем траву перед главной сценой и на склоне холма по соседству с видом на излучину Москвы-реки, с другой — воздушные шарики, самокаты и гироскутеры, цветные смузи в прозрачных стаканах в форме лампочки Ильича, смартфоны в дизайнерских чехлах и прочие хипстерские аксессуары вроде вейпов. Отдельно выделился в этом отношении бренд технологии нагревания табака glo, посвятивший свой стенд компактному девайсу glo mini в восьми ярких цветах и новой коллаборации с fashion-дизайнером Артемом Кривдой, представившим черную поясную сумку с двумя застежками-молниями, замки которой можно индивидуально украсить при помощи съемных пуллеров в той же цветовой гамме.
На стенде Volkswagen среди самой ультра-хайтековой современности можно было найти и щепотку ностальгии. Новые модели Tiguan, Touareg и Terramont были доступны для знакомства в формате виртуальной реальности, а по соседству стояли и несколько экземпляров «во плоти», включая пикап-внедорожник Amarok, а также минивэны Caravelle и California — современное воплощение знаменитого «хиппи-мобиля», популярного в свое время среди любителей совместных тусовочных поездок на фестивали вроде «Вудстока» или на серферские побережья. Если «каравелла» сегодня — это комфортный вариант 8-местных шаттлов для трансфера, например, небольших туристических групп (или музыкантов), то «калифорния», как подсказывает название, создана для полноценных семейных отпусков на дальние расстояния, с ночевкой в кемпингах в палатках — или же прямо в салоне. Здесь всего два ряда по два сиденья, включая водительское, но передние разворачиваются на 180 градусов, а задние раскладываются, образуя двухместный диван. При этом крыша микроавтобуса легко раскладывается в палатку-шатер с еще одним спальным местом на втором этаже. В наборе со встроенным холодильником, газовой плитой и раковиной-умывальником ваш дом на колесах готов к покорению мира — а идеи для маршрутов можно подсмотреть в нашем путеводителе по фестивалям сезона. Торопитесь: лето долго ждать не будет, а джаз сам себя не послушает!