Мода

Онлайн-фестиваль Nordic Meets Sustainable: интервью с Уллой Ребильд — доцентом Школы дизайна города Колдинга в Дании

Онлайн-фестиваль Nordic Meets Sustainable: интервью с Уллой Ребильд — профессором Школы дизайна города Колдинга в Дании
Фото: Личный архив Уллы Ребильд и официальный сайт Школы дизайна города Колдинга www.designskolenkolding.dk

В 2018 году в Школе дизайна в датском Колдинге открылась магистерская программа «Дизайн для планеты», посвященная дизайну в контексте устойчивого развития. Одна из вдохновительниц проекта — профессор Улла Ребильд.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
Улла Ребильд

В рамках онлайн-фестиваля устойчивой моды и образования Nordic Meets Sustainable, который проходит сегодня при информационной поддержке Posta-Magazine, Улла Ребильд читала доклад, посвященный структуре курса и ключевым подходам, представленным в его модулях — чтобы вовлечь аудиторию в дискуссию о том, каким может быть дизайн одежды, когда есть четкое понимание, что это — путь к всеобщему благу. А в интервью Posta-Magazine Улла рассказала, что мешает глобальному развитию sustainable-моды, стоит ли отказываться от шопинга и в чем плюсы цикличного мышления.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
Школа дизайна Колдинг много лет выставляется в Колдингхусе

— Что сегодня входит в понятие sustainable-моды? И насколько это направление действительно развито и развивается, а не остается бумажным манифестом?

— На мой взгляд, осознанная мода должна работать и учитываться с момента «рождения» любого продукта — чтобы он проектировался пригодным для перепродажи, сдачи в аренду, ремонта и переделки. Важно учитывать даже состав материалов с точки зрения последующей сортировки после износа. Это не только вопрос выбора ткани и волокон. Это вопрос, который должен продвигаться со стороны законодательства и политики в сторону экономики замкнутого цикла, чтобы снизить общее потребление новых ресурсов, экологическую нагрузку и т.д.

— Какие страны, на ваш взгляд, особенно преуспели в осознанном потреблении/производстве?

— Проблема в том, что нет глобального прогресса — и его не будет, пока мы не сможем радикально изменить нынешнюю бизнес-модель планируемого устаревания в модной индустрии и не начнем воспринимать потребителей моды как людей, которых мы обслуживаем разумным дизайном, удовлетворяющим их запросы, который подходит их телу и их повседневной жизни. То есть мы должны построить бизнес на уважении к материальным ресурсам, к людям, создающим одежду, к людям, использующим ее, и к культурам и регионам ее происхождения.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
Фото: Facebook-аккаунт Школы дизайна города Колдинга

— Повлияет ли пандемия на развитие экологичной моды?

— Да, я думая такая «полная остановка» будет иметь разнообразные долгосрочные эффекты, но какие именно — мы пока не можем знать, еще слишком рано.

— Насколько легко мотивировать не производителей, но потребителей в разгар или после кризиса вести себя благоразумно и осознанно? Все мы помним, как Буш рекомендовал людям поехать в Disney Land после терактов — чтобы хоть как-то справиться со стрессом. И стрессовый шопинг — тоже очень популярная история.

— Да, странно требовать от потребителей иного поведения, когда в них воспитывается такой образ мышления, что счастье и ценность содержатся в покупках нового — и общество не просвещает людей таким образом, чтобы они знали, что такое качественный предмет одежды, разбирались в свойствах материалов, уходе и ремонте. Пока нам говорят, что, если мы «не подходим» одежде, у нас неправильное тело, мы будем постоянно покупать новые вещи и испытывать чувство стыда, что мы не соответствуем существующему дизайну одежды.


Шопинг как социальное занятие необязательно исчезнет, но мы можем изменить наш подход к тому, что и как мы покупаем.


Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret

— Как быть с противоречивыми установками: чтобы экономика росла, нужно поднимать покупательский спрос — но это плохо вяжется с призывами потреблять осознанно. Готов ли сегодняшний потребитель поддерживать устойчивую моду?

— Экономика должна развиваться усилиями множества различных видов предприятий и для множества различных видов запросов в моде — и все без привязки к использованию свежих ресурсов. Мы должны выстраивать культуру одежды совместно с потребителями — или гражданами, как я предпочитаю называть их роль. И конечно же, нам нужна законодательная база, как, например, давление ЕС на сбор отходов текстильного производства.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret

— Расскажите, пожалуйста, о новых экологичных дизайнерских практиках, существующих и развивающихся в мире?

— Образование в сфере дизайна сейчас, похоже, переживает смену системы воззрений, в том числе и под давлением нового поколения. Дизайнеры хотят привести свою деятельность в соответствие со своими ценностями и стимулировать перемены своей работой.


Дизайн перестал быть лишь товарной целью, теперь это еще и средство для достижения изменений.


Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret

— С какими основными проблемами сталкиваются бренды, исповедующие принципы устойчивой моды? Например, коллекции, созданные в концепции апсайклинг, очень сложно масштабировать, синтетика якобы более экологична, но нелюбима потребителем и т.д.

— Малые и средние бренды попали в шестеренки линейной системы моды и пытаются просто держаться на плаву, если только они не рождены изначально с единой скоординированной бизнес- и дизайн-стратегией, и даже в этом случае жизнь может быть нелегкой борьбой.


Необходимо разомкнуть и реконструировать целиком весь подход к созданию, продаже и использованию моды.


Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
студенты Школы Дизайна

Нам нужны масштабные национальные исследования и инновации в поддержку этого огромного сдвига, перехода от философии сделал-использовал-выбросил к цикличному мышлению. Синтетические материалы, на мой взгляд, не могут быть главной стратегией на будущее, поскольку их некомфортно носить близко к телу и существует проблема микрочастиц пластмассы. Кроме того, я считаю, что мы должны распространять знания из бывших региональных текстильных культур, а также намного больше работать с новыми технологиями для улучшения индивидуальной подгонки.

— Есть ли какие-то акции, которые вы ежегодно поддерживаете? Такие, как, например, «День чистоты».

— Я стараюсь что-то менять, находясь на своем месте, через мои исследования и преподавание. Различных хороших инициатив много, но отслеживать их — не моя сильная сторона.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
студенты Школы Дизайна

— Можно ли успешно заниматься «осознанной» модой, получив классическое образование, не фокусировавшееся на этих вопросах? Где, по-вашему, сейчас имеет смысл учиться дизайнеру, выбравшему sustainability?

— Важнее всего по-прежнему умение создавать хорошую одежду, которая с течением времени остается привлекательной и полезной для людей. Если вы чувствуете необходимость карьерной перемены и хотите гармонизировать ваши собственные ценности и мотивы, общайтесь со всеми, кого вы знаете, читайте, ищите другие места работы или получите дополнительное образование. Всем нам приходится учиться — и потребителям моды, и розничным продавцам, и даже образовательным организациям. Всем. В нашей программе DSKD MA есть несколько студентов, которые несколько лет были заняты в традиционной отрасли быстрой моды, а потом осознали, что хотят быть частью перемен. В датских университетах дизайна sustainability — одна из приоритетных тем.

Eco Living: новая коллекция экологичного нижнего белья Honest от Women’secret
Студентка BA Fashion and Textile Design