В прокат вышел обладатель Гран-при жюри — второго по важности приза — Берлинале.
Сатира на польское общество и одновременно современная сказка, «Лицо» рассказывает о человеке, прошедшем через операцию по трансплантации лица.
Факт номер один. В городе Свебодзин в Западной Польше находится самая большая в мире статуя Христа: по масштабу она превосходит парящий над городом знаменитый монумент в Рио-де-Жанейро. Кстати, на днях появилась новость о том, что в короне польского Иисуса теперь есть антенна для раздачи Wi-Fi. Возведение же памятника стало возможным благодаря пожертвованиям двадцати одной тысячи местных жителей. Факт номер два: именно в Польше была проведена первая в Европе успешная операция по трансплантации лица. Малгожата Шумовская, одна из самых известных и премированных современных польских режиссеров, решила совместить эти два не связанных друг с другом факта — так родилась картина «Лицо». Ее главный герой Яцек, роль которого исполняет муж Шумовской Матеуш Косьцюкевич, получает очень серьезную травму в результате несчастного случая во время строительства статуи Христа. После операции его не узнать: из эффектного молодого мужчины он превращается в человека с, прямо скажем, не самой приятной внешностью. Вся счастливая жизнь Яцека остается в прошлом. Его речь трудноразличима, он не может работать (при этом его отказываются признать нетрудоспособным), от него отрекается красавица-невеста, и даже родная мать подозревает, что в сына вселился дьявол. Но главный герой, несмотря ни на что, не теряет некоторой доли оптимизма и чувства юмора. Во-первых, его поддерживает любимая сестра. Во-вторых, ему не привыкать: он и до травмы совершенно не вписывался в местное общество. Даже члены его семьи постоянно просили длинноволосого любителя хеви-метала то постричься, то начать нормально одеваться. А он, свободный и счастливый, плевать на это хотел: гулял по полям с любимым псом, скакал на коне, предавался безумным танцам и выкрикивал проклятия в адрес прихожан католической церкви с горы. И все же настоящим бунтарем он не был, хотя и мечтал сбежать из польской провинции в Лондон: Яцек просто оставался самим собой. Самим собой он остался и после трагедии, но почти никто этого не заметил.
Польское кино сейчас находится на подъеме: появляется все больше интересных самобытных режиссеров, за которыми хочется следить. Малгожата Шумовская — неоднократный лауреат Берлинале (ее предыдущая картина «Тело», например, отхватила там награду за лучшую режиссуру; о Гран-при, присужденном «Лицу», мы уже упоминали). Ольга Хайдас сняла чувственную лесбийскую драму «Нина», ставшую громким событием последнего Роттердамского фестиваля. Несколько лет назад на «Сандэнсе» прогремел «Соблазн» Агнешки Смочиньской — по-хорошему странная версия сказки «Русалочка», в которой две плотоядные хвостатые сестры устраиваются работать певицами в ночной клуб и периодически кого-нибудь пожирают. В роли одной из сестричек, кстати, Михалина Ольшаньская, больше известная как Матильда. Хитом киносмотров стала и документальная картина Михала Марчака «Все эти бессонные ночи»: совершенно завораживающая поэма о жизни двадцатилетних героев в ночной Варшаве, отчасти напоминающая картины Терренса Малика. Завоевавший «Оскар» за черно-белую драму «Ида» Павел Павликовский представит свой свежий фильм в Канне. И даже мэтр режиссуры Агнешка Холланд не перестает удивлять: ее прошлогодний страстный зоозащитный детектив «След зверя» отхватил в Берлине приз Альфреда Бауэра, вручаемый за «открытие новых путей в киноискусстве». Перечислять можно долго, и прокат «Лица» — хороший повод это сделать, поскольку польские фильмы выходят на большие экраны в России не так часто. Почти все названные работы можно было посмотреть, увы, лишь на различных московских фестивалях.
Что касается «Лица» — это, несмотря на черный юмор, без которого в фильме не обошлось, очень жесткое высказывание о современном польском обществе. Известный факт, что в Польше всегда значительным было влияние католической церкви. Причем в свое время меня удивило, что, если зайти в любой из костелов Кракова во время службы, то там можно увидеть не только взрослых людей, но и большое количество молодежи. Надо сказать, что впечатление это производило приятное. Но Малгожата Шумовская и ее соавтор сценария Михал Энглерт смотрят на такое положение вещей весьма скептически — что и неудивительно. Религиозность нередко связана с консервативностью и патриархальностью, которые откатывают страну назад. А уж если представители власти рьяно религиозны — вообще пиши пропало. Неудивительно, что именно при нынешнем президенте Анджее Дуде, отметившем вступление в должность участием в мессе, хотели ужесточить и без того жесткий закон об абортах в стране. В Польше их еще с 1993 года можно проводить только в исключительных случаях. К счастью, поддержанный консервативной правящей партией законопроект благодаря акциям протеста не приняли. Но картина Шумовской о другом: о том, что, хотя в Польше и ставят на стол во время ужина пустую тарелку для Христа, любви в людских сердцах маловато. А вот лицемерия, ксенофобии, предрассудков, жестокости и невежества в них предостаточно. Отдать деньги на возведение статуи люди готовы легко, а помочь финансово и морально своему соседу не желают. Заглянуть в душу героя «Лица», который на самом деле ничуть не изменился, христиане, вроде бы ориентирующиеся как раз на духовное, не в состоянии. Другое дело, что от морализаторства удерживает вопрос: а многие ли из нас не отвернулись бы от того, кто выглядит так, как Яцек? Кто знает.
Создатели фильма считают «Лицо» одновременно и притчей, сказкой, мифом. Яцек — естественный человек, обладающий крепкой связью с природой. В картине необыкновенно хороши пейзажи: поросшие деревьями горы, живописные поля и водоемы. Во время съемок использовали старые складывающиеся камеры, которые давали любопытный эффект периодически появляющегося расфокуса (как правило — по краям кадра). Это тоже придает «Лицу» некий мистический флер, выделяющий его на фоне многих других социальных драм.