Три крупнейших игрока на fashion-рынке — Burberry, Tom Ford и Vetements — недавно объявили об отказе от устаревшей, по их мнению, системы показов в рамках модных недель.
Мы попытались разобраться,
почему бренды решили радикально поменять бизнес-модель и что это означает для модной индустрии.
О том, что систему работы модных показов надо пересмотреть, речь идет уже давно. В век цифровых технологий, когда у нас есть возможность за секунды делиться информацией со всем миром при помощи своего телефона и смотреть шоу на Неделях моды в режиме живой трансляции, она кажется до смешного архаичной. Четыре месяца, которые проходят от момента выхода модели на подиуме до появления юбок и пиджаков на прилавках, — внушительный срок по меркам индустрии. За это время массовые марки успевают скопировать дизайн новых коллекций ведущих домов и выпустить собственные сезонные коллекции — как раз параллельно с поступлением «прообразов» в магазины. К тому же, за этот срок первоначальный интерес успевает снизиться: далеко не всем хочется носить платье, в котором Кендалл Дженнер или Лена Перминова появлялись почти полгода назад.
Пробные шаги в сторону модернизации были сделаны еще в прошлом году: в декабре организация CFDA (Council of Fashion Designers America, Американский совет дизайнеров) заявила о намерении радикально поменять привычную систему модных показов, сделав шоу более доступными для потенциальных покупателей. Британский дизайнер Томас Тэйт, победитель конкурса LVMH Priza, заявил, что не собирается больше демонстрировать свои коллекции на Неделе моды в Лондоне, вместо этого делая выбор в пользу презентации в шоу-руме. На прошлой Неделе моды в Нью-Йорке дом Givenchy открыл свой показ для публики. Rag & Bone разыгрывали билеты на шоу через такси-службу Uber, а Том Форд и вовсе отказался от показа, представив новую коллекцию в виде музыкального видео с Леди Гагой.
Том Форд
Томас Тейт
Однако на самые значительные изменения решился британский модный Дом Burberry: в прошлую пятницу бренд выступил с официальным заявлением о том, что отказывается от Недели мужской моды в Лондоне и с сентября следующего года начинает проводить совместные показы мужской и женской коллекций. Более того, он также меняет устаревшую систему в пользу новой бизнес-модели «увидел и купил». Больше не надо будет ждать по четыре месяца, чтобы приобрести понравившуюся вещь: коллекции будут поступать в продажу в бутиках и онлайн-магазине сразу после завершения показа. Это, по мнению креативного директора Кристофера Бейли, поможет клиентам выстроить более близкие отношения с брендом и полностью прочувствовать связь между атмосферой подиумного шоу и самой коллекцией. Для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, Burberry потребовалось по-новому организовать свою работу: от творческих процессов до системы поставок. Нет никаких сомнений в том, что это потребовало от дома больших финансовых затрат, однако в будущем нововведение имеет все шансы оказаться крайне прибыльным.
Спустя всего несколько часов после заявления Burberry Tom Ford обнародовал информацию о, изменениях в бизнес-модели. Вместо того, чтобы презентовать коллекцию сезона осень-зима 2016/17 на грядущей Неделе моды в Нью-Йорке, дизайнер решил дождаться следующей Недели мужской моды в сентябре и показать обе коллекции одновременно — сезонные линии также станут моментально доступны для покупки. В своем комментарии американскому Vogue Том Форд объяснил это решение очень просто: «До сих пор мы пользовались модным календарем и системой из другой эпохи. Сегодня наши клиенты хотят видеть коллекцию, которая будет тут же им доступна».
Всеобщий любимец Демна Гвасалия, новый креативный директор Balenciaga, выбрал похожий путь развития и для своего детища Vetements, правда, введенные им изменения чуть менее радикальны. Начиная со следующего года, Vetements будет одновременно демонстрировать мужские и женские коллекции в декабре и июне — за два месяца до начала Недели моды в Париже. В продажу эти коллекции будут поступать через месяц после показа, что позволит им оставаться актуальными во время текущего сезона.
Подобные изменения кому-то покажутся незначительными, однако они могут оказать существенное влияние на развитие модной индустрии. Есть все шансы предполагать, что вслед за Burberry в сторону подобной бизнес-модели повернуться и другие бренды. В этом случае последствия на себе могут ощутить такие гиганты сегмента масс-маркета, как Zara и H&M, известные своей любовью «заимствовать» идеи для дизайна у модных домов. Рентабельность недель мужской моды тоже ставится под сомнение: если основные крупные марки примут новую систему, демонстрируя коллекции одновременно, Menswear Fashion Week полностью утратит свою актуальность. Что касается прибыли, то система «увидел и купил», скорее всего, оправдает самые смелые ожидания: во-первых, она мотивирует потенциальных клиентов на совершение спонтанных покупок под влиянием момента, а во-вторых, позволяет дольше «держать» оригинальную, доскидочную цену товара.
В целом, от новой модели все только выиграют: бренды получат возможность продавать больше вещей по лучшей для них цене, количество плагиата сократится, а покупатели смогут моментально приобрести понравившуюся вещь. Остается только немного подождать и посмотреть, кто из крупных представителей модной индустрии последует за революционерами: что-то подсказывает нам, что в этом году мы еще не раз услышим о переосмыслении архаичного подхода к модному календарю и системе показов.