Стиль жизни

Катастрофа недели: заплатив по $250 000, люди погибли, так и не увидев «Титаника»

Катастрофа недели: «Титан»

В это очень сложно поверить, но факт остается фактом. Из-за абсолютного непрофессионализма создателя в Атлантическом океане на огромной глубине взорвался батискаф «Титан», погрузившийся к месту гибели «Титаника». Я писал эту статью вчера днем, когда еще не было окончательно известно, что случилось с батискафом. Хотя большинство экспертов в один голос уверяли: живых на «Титане» уже нет. Так что же произошло?

На случай, если вы только что выбрались из берлоги или не включали новости, история развивалась следующим образом. Есть такая компания, которая предлагает всем желающим глубоководные погружения к обломкам «Титаника». За 250 000 долларов с человека можно принять участие в любительской (!) экспедиции, чтобы увидеть самое знаменитое кораблекрушение в мире… через одно крошечное иллюминаторное окно, находящееся на одном из концов подводной лодки. Теперь нет и этого окошка. Подобный сценарий мог бы написать любой клише-сценарист Голливуда, что, вероятно, объясняет, почему это событие стало такой громкой новостью во всех мировых СМИ. Не буду вдаваться в предысторию каждого из пяти человек на борту, но хочу отметить, что один из пассажиров — основатель и генеральный директор OceanGate, который управлял судном — покойный мистер Стоктон Раш. Многие уже прозвали его дисконтным Илоном Маском.

Стоктон Раш
Стоктон Раш

У меня, как и у многих других, главный вопрос один: почему Стоктон Раш и его компания даже не удосужились провести достаточного предварительного анализа, чтобы понять, что вся их идея ужасна?! Даже если бы никто из миллиардеров и миллионеров не платил за это по 250 тысяч долларов. Вдвойне трагично, что один из только что погибших «туристов» взял с собой на борт 19-летнего сына.

Так вот, почему я обозвал идею всей этой поездки ужасной? Если помните, основная проблема с обломками «Титаника» и причина, по которой их обнаружение заняло почти столетие, заключается в том, что они находятся в очень (!) глубоких водах, примерно на глубине 3800 метров. Чтобы увидеть их на столь огромной глубине, нужно было бы сложить Бурдж-Халифу раз пять-шесть. Из этого вытекает вывод: давление на таких глубинах невероятное, а это означает, что очень немногим подводным лодкам удается туда попасть, если вдруг что-то с вами случится…

Задача построить подводную лодку, способную вновь и вновь спускаться на такую глубину, не допустив полного ее раздавливания, требует почти такого же научного и технического мастерства, как и строительство космического корабля. Поэтому вам покажется логичным, что коммерческая организация, построившая подводную лодку «Титан» и заполнившая ее ультрабогатыми клиентами, использовала ЛУЧШИХ в мире подводных экспертов и испытала ее, пока не была абсолютно уверена в безопасности. Но это не так. Чтобы дать быстрый и, возможно, не совсем справедливый обзор отношения к проекту самого мистера Раша, у нас есть некоторые прямые цитаты из интервью. Среди них я нашел заявление мистера Раша о том, что отрасль подводных лодок является «абсолютно безопасной» из-за чрезмерного регулирования, которое, по его мнению, «подавляет инновации». Он также говорил, что отказался нанимать опытных подводников старшего возраста, потому что, внимание, молодые люди «более вдохновляют» и «любой может управлять этим», поскольку для навигации использовался контроллер игровой приставки PlayStation. Так зачем платить большие деньги опытному профессионалу, если все так просто? Главный вопрос современных боссов, я считаю.

Катастрофа недели: «Титан»

Давайте приведу пример. Шотландский подводник, нанятый компанией OceanGate и многократно предупреждавший начальство о проблемах безопасности еще в 2018 году, был с треском уволен. Кому хочется слушать правду от профессионала? Все это привело ко взаимным искам по поводу неправомерного увольнения. Сам этот человек, Дэвид Лохридж, утверждал в исковом заявлении, что его предупреждения о безопасности были полностью проигнорированы, и его уволили, когда он отказался дать разрешение на осуществление пилотируемых испытаний подводной лодки. Вы понимаете, куда я клоню?

Мистер Раш изначально не казался человеком, стремившимся создать наиболее безопасную подводную лодку или слушать экспертов, чьи выводы ему лично не особо нравились. Еще один факт, от которого волосы дыбом. Оказалось, во всех предыдущих погружениях в какой-то момент у «Титана» обрывалась аудиосвязь с материнским судном. И это не была ошибка технического характера, он просто не хотел, чтобы его «постоянно спрашивали о положении и глубине судна, ему хотелось, чтобы его оставили в покое». Именно поэтому, когда в этот злосчастный раз связи с «Титаном» не было, все забеспокоились лишь… через десять часов!

Катастрофа недели: «Титан»

Список очевидных проблем безопасности практически неисчерпаем. Например, иллюминатор был официально проверен на выдержку давления лишь до глубины 1300 метров. Напоминаю, что над Титаником находится около 3800 метров воды. Использование игрового контроллера для навигации на самом деле не так безумно, как может показаться, но зачем использовать его беспроводную версию, у которой известны проблемы с отключением соединения? Конечно, на «Титане» были предусмотрены несколько аварийных систем, предназначенных для срочного подъема на поверхность, даже если нет электропитания или экипаж потерял сознание. Но у пассажиров не было способа открыть люк, который был закрыт 17 (!) болтами снаружи. Так что даже в случае аварийного всплытия экипаж оказался бы заперт и без воздуха, пока их не нашло бы спасательное судно. Да и сам поиск никто не сделал значительно проще, так как «Титан», вопреки правилам, не был покрашен ярким цветом, таким как желтый или оранжевый, он был просто белый, практически невидимый в волнующемся океане в пасмурный день. Видимо, белый стильно смотрится, поэтому…

Катастрофа недели: «Титан»

Углепластиковый корпус «Титана» был рассчитан на то, чтобы выдерживать давления воды до глубины 4000 метров, но это никогда не было фактически проверено. Ни-ра-зу! В аэрокосмической отрасли, например, обычно тестируют образец до его полного разрушения, чтобы найти реальную точку отказа относительно рассчитанной, но в данном случае никто не стал так заморачиваться. Это был буквально случай первого погружения с человеком на борту, чтобы узнать, выдержит ли давление подводная лодка. На каждом конце углепластикового цилиндра находятся титановые крышки, которые были приклеены специальным видом клея. Уникальная процедура, которая никогда не испытывалась или подтверждалась, с неизвестным порогом «усталости». Усталость — это реальное явление: вы можете попробовать согнуть свою вилку во время ужина и снова выпрямить ее, и она будет в порядке. Повторите гнутье 50 раз, и у вас в руках останутся две половинки. Сколько раз эта подводная лодка могла выдержать давление, прежде чем, в конечном итоге сломалась, было неизвестно и лучше всего описывалось фразой «рано или поздно».

Судя по тому, что нашли осколки «Титана», специалисты сделали вывод о моментальном взрыве судна. То есть, скорее всего, никто из людей на борту не испытывал нечеловеческого страха: взрыв произошел в секунду.

Катастрофа недели: «Титан»

Я уже слышал мнение, мол, «Титаник» до сих пор уносит жизни, даже спустя столетия. Но все-таки более точно было бы сказать вот как: тотальная человеческая ошибка и преступная надменность по-прежнему уносят жизни спустя 111 лет, а богатые и знаменитые часто становятся первыми жертвами. Как и в случае с «Титаником», человек, спроектировавший «Титан» и назвавший его подобным образом, погиб вместе с ним. В одном голливудском блокбастере есть такая фраза: Fate, it seems, is not without a sense of irony. Перевести ее можно как: «Судьба, как оказалось, не лишена щепотки иронии». Невероятно, но факт.

Катастрофа недели: «Титан»
23 июня 2023
Ян Кооманс для раздела Стиль жизни