Культура

Мстительные вдовы и Роберт Паттинсон в космосе: чего ждать от Международного кинофестиваля в Торонто

С 6 по 16 сентября в Канаде пройдет Международный кинофестиваль в Торонто (TIFF), который считают началом очередной оскаровской гонки.

Рассказываем, на какие картины стоит обратить внимание.

Международный кинофестиваль в Торонто создали в 1976 году как «фестиваль фестивалей»: там можно было увидеть самые значительные картины, уже поучаствовавшие в других крупных киносмотрах. Отчасти эта функция сохранена и сейчас: в Торонто, например, покажут и лауреата каннской «Золотой пальмовой ветви» 2018 года («Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды), и множество фильмов-фаворитов из программы Венецианского кинофестиваля, отчасти совпадающего по срокам со своим канадским собратом («Рома» Альфонсо Куарона, «Братья Систерс» Жака Одиара, «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла). Но Торонто может похвастаться и огромным количеством эксклюзивных премьер. Считается, что именно здесь начинается так называемая оскаровская гонка: многие победители североамериканского смотра потом боролись за главную статуэтку и нередко ее завоевывали. Кстати, официального жюри на фестивале нет: все вручаемые призы — это призы зрительских симпатий. В Торонто несколько сотен фильмов распределены по паре десятков разных секций. Мы постарались выбрать те картины, на которые стоит обратить внимание прежде всего, но в действительности стоящих фильмов, конечно, гораздо больше.

Русский след

В Торонто всегда представлены картины со всего света, и Россию, конечно, тоже не обходят вниманием. В программу «Современное мировое кино» вошли фильмы Наталии Мещаниновой «Сердце мира» и Юрия Быкова «Завод». Победитель последнего «Кинотавра» уже в сентябре выйдет на российские экраны, а вот с прокатом «Завода» (после скандала вокруг ура-патриотического сериала «Спящие», о съемках которого Юрий Быков пожалел, пообещав даже уйти из кино) ясности пока нет. Российский документалист Максим Поздоровкин представит картину «Правда о роботах-убийцах» о случаях, когда роботы становились причиной смерти человека. Украинский режиссер белорусского происхождения Сергей Лозница, снимающий фильмы на русском, привезет сразу две картины: игровой «Донбасс» из программы Каннского фестиваля и монтажный «Процесс» о сталинских судебных процессах из программы Венецианского смотра.

Фильм Юрия Быкова «Завод»

Россия интересует и западных режиссеров. Так, «великий и ужасный» немец Вернер Херцог снял фильм «Встреча с Горбачевым», в котором он лично интервьюирует первого и последнего президента СССР. А один из авторов манифеста «Догма-95» датчанин Томас Винтерберг («Торжество», «Охота») исследует трагедию подлодки «Курск»: в одноименном фильме заняты Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Колин Ферт, Макс фон Сюдов, Микаэль Нюквист.

Фильм Вернера Херцога «Встреча с Горбачевым»

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» Ксавье Долана

Главный франкофонный канадский режиссер Ксавье Долан («И все же Лоранс», «Мамочка») покажет у себя на родине долгожданный англоязычный дебют: известный перфекционист Долан работал над «Смертью и жизнью Джона Ф. Донована» так долго, что в процессе перемонтажа даже вырезал из фильма саму Джессику Честейн — ее героиня после смены концепции перестала вписываться в фильм. Впрочем, звезд в картине и без того предостаточно: Кит Харингтон (да, мы тоже соскучились по «Игре престолов»), юный Джейкоб Тремблей, Сьюзан Сарандон, Кэти Бейтс, Натали Портман, Сара Гадон, Тэнди Ньютон, Майкл Гэмбон. Молодой актер (Бен Шнетцер) дает интервью о переписке, которую он вел в детстве с ныне покойной ТВ-звездой Джоном Ф. Донованом (Кит Харингтон) — переписке, которая повлияла на них обоих. От лауреата Канн и Венеции Долана стоит, как всегда, ожидать и интересных визуальных и музыкальных решений, и тонкого анализа человеческой души.

«Лоро» Паоло Соррентино

Новую картину продолжателя традиции великого итальянского кино Паоло Соррентино надеялись увидеть еще на Каннском фестивале, но в итоге премьера состоится в Торонто. На сей раз автор фильмов «Великая красота» и «Молодость», а также сериала «Молодой Папа» решил рассказать о скандальном экс-премьер-министре и миллиардере Сильвио Берлускони в исполнении своего «фирменного» актера — мало узнаваемого в этой роли Тони Сервилло. Жизнь Берлускони — определенно подходящий материал для демонстрации красоты и уродства, поэтичности и китчевости современной dolce vita, которую Соррентино умеет преподносить как никто другой. Кстати, десять лет назад тот же Тони Сервилло изобразил в сатире Соррентино «Изумительный» премьер-министра Италии Джулио Андреотти.

«Глория Белл» Себастьяна Лелио

Чилиец Себастьян Лелио, похоже, окончательно перебрался в Голливуд. Год назад в программе Торонто был представлен его англоязычный дебют «Неповиновение» с Рэйчел Макадамс и Рэйчел Вайс о лесбийской любви в еврейской общине. Потом Лелио обыграл Андрея Звягинцева на «Оскаре» со своей испаноязычной драмой о трансгендере «Фантастическая женщина», а сейчас выпускает американский ремейк собственной картины «Глория». Это фильм о витальной женщине за пятьдесят, которая, вырастив детей, все еще надеется наладить свою личную жизнь. Выдающуюся Паулину Гарсию в главной роли заменила Джулианна Мур, в чьих актерских способностях, разумеется, никто не сомневается. Интересно другое: насколько пришлось «кастрировать» оригинальный фильм, в котором были возможны откровенные обнаженные сцены с участием людей далеко не идеальной комплекции? Удалось ли Лелио сохранить свободный дух оригинала? Так или иначе, чилиец — один из редких режиссеров-мужчин, умеющих придумывать действительно интересные, глубокие и правдивые женские характеры.

«Вдовы» Стива Маккуина

У триллера «Вдовы» — суперкоманда: оскароносный режиссер Стив Маккуин («Двенадцать лет рабства»), сценаристка Гиллиан Флинн (автор романов «Исчезнувшая» и «Острые предметы»), актеры Виола Дэвис, Элизабет Дебики, Мишель Родригес, Лиам Нисон, Дэниел Калуя, Колин Фаррелл. Балом здесь правят женщины, которым придется встать на криминальную тропу, чтобы разделаться с долгами своих погибших во время ограбления мужей. Можно не сомневаться, что усилиями Маккуина и Флинн, создавшей в своих романах чуть ли не самые незаурядные женские образы последних лет, жанровое, по сути, кино превратилось в многоуровневое высказывание.

«Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса

Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля — новая работа Барри Дженкинса, чей «Лунный свет» два года назад буквально вырвал «Оскар» за лучший фильм года из рук «Ла-Ла Ленда». «Если Бил-стрит могла бы заговорить», как и «Лунный свет», — поэма о жизни, взрослении, любви афроамериканцев. Девятнадцатилетняя героиня, обитающая в Нью-Йорке 1970-х, беременна, но ее возлюбленного сажают в тюрьму за преступление, которого он не совершал. Мать девушки (Реджина Кинг) постарается сделать все, чтобы восстановить справедливость. Дженкинс экранизировал роман Джеймса Болдуина — писателя и борца за права чернокожих, на чьем произведении также базируется недавняя хитовая документалка «Я вам не негр».

«Высшее общество» Клер Дени

Классик французского кинематографа Клер Дени внезапно сняла научно-фантастический триллер о космосе с Робертом Паттинсоном и Жюльет Бинош в главных ролях (и это очередной англоязычный дебют маститого режиссера в программе Торонто). Не обойдется без тени Тарковского и Кубрика, но, судя по отзывам самых первых зрителей, Дени есть что добавить и от себя. Некоторые сцены могут шокировать — но чего еще ожидать от режиссера, в чьей картине «Что ни день, то неприятности» героиня пожирала мужчин во время полового акта?

«В объятиях лжи» Нила Джордана

Ирландский режиссер Нил Джордан одинаково филигранно работает в разных жанрах, но особенно хорошо ему удается создавать на экране сумрачную мистическую атмосферу — как в его «Интервью с вампиром» или «Византии». В новой картине Джордана заняты великая Изабель Юппер (берегитесь: она вновь, как и у Михаэля Ханеке, играет пианистку!) и талантливая Хлоя Грейс Морец. Молодая наивная девушка, только приехавшая в Нью-Йорк, быстро подружится с обходительной вдовой, но вскоре эти отношения приобретут зловещий оттенок.

05 сентября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура