Культура

Сны об Ибсене и Гамлете: главные театральные премьеры зимы

Среди театральных премьер, которые стоит увидеть этой зимой, — новые спектакли Юрия Бутусова, Римаса Туминаса и Евгения Марчелли.

А также: неоклассическая и современная хореография
и проза новой академической музыки.

«Сюзанна»

Школа драматического искусства
Премьера: 15, 16 декабря 2017 года

Главная героиня пьесы норвежского драматурга Юна Фоссе — Сюзанна, жена Генрика Ибсена. Новаторская драматургия Ибсена стала связующим звеном между театральной традицией XVIII века и XX столетия, предвосхитив его тенденции: формальные эксперименты и смысловую многослойность. Но литературоведческие штудии, какими бы глубокими они ни были, не всегда способны передать весь масштаб личности. В пьесе Юна Фоссе Ибсен предстает в воспоминаниях жены, которая после его смерти не выходила из дома до самой своей кончины, проведя в добровольном затворничестве восемь лет. В спектакле она общается с ним во сне и наяву, как с живым. Три актрисы — Евгения Симонова, Александрина Мерецкая и Алиса Рыжова — воплощают три возраста героини. Как рассказывает режиссер постановки Александр Огарев, Евгения Симонова «играет жену Ибсена, как светлый трагический монолог женщины, открывшей для себя иные масштабы, иные миры и не желающей смириться с миром плоским, серым, дождливым и унылым. Тема Симоновой в спектакле — вызов смерти».

«Сюзанна»
Школа драматического искусства 
Премьера: 15, 16 декабря 2017 года


«Гамлет»

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премьера: 22, 23, 24, 25 декабря 2017 года

Если говорить о том, без чего нельзя представить спектакли Юрия Бутусова, одного из лидеров современного российского театра, — так это без музыки. В звуковую ткань его постановок органично вплетаются Монтеверди и Альбинони, Led Zeppelin и Nirvana, Арво Пярт и Воnobo. Но эта музыка не иллюстративна — ее функция скорее языческая, шаманская, она физически воздействует и на зрителей, и на актеров. Спектакли Бутусова сюрреалистичны, какой бы текст он ни ставил, происходящее на сцене — это почти всегда «сон о…», то страшный, то гротескный, то лиричный. Герои пьес Шекспира, Чехова или Брехта существуют в его спектаклях в пространстве воображения, но при этом они не фантомы, не персонажи, а настоящие, непридуманные люди. И они живут на разрыв аорты — потому что по-другому не могут. При всей узнаваемости почерка, Бутусов никогда не повторяется, так что «Гамлет» обещает стать новым откровением.

«Гамлет»
Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург 
Премьера: 22, 23, 24, 25 декабря 2017 года


«Маяковский. Трагедия»

«Гоголь-центр»
15 и 16 января 2018 года

«Гоголь-центр» готовит премьеру пятого, завершающего, спектакля из масштабного цикла «Звезда», посвященного отечественным поэтам Серебряного века. Каждая из постановок — о Борисе Пастернаке, Анне Ахматовой, Осипе Мандельштаме, Михаиле Кузмине и Владимире Маяковском — задумывалась как художественные высказывания и размышления очень разных современных режиссеров о том или ином поэте, его личности и творчестве. В проекте приняли участие Максим Диденко, Алла Демидова, Кирилл Серебренников и Владислав Наставшев, и вот теперь Филипп Григорьян расскажет о своем Маяковском — не персонаже школьных и университетских учебников, а вымышленном герое его раннего футуристического текста 1913 года «Владимир Маяковский. Трагедия». На протяжении прошедшего с момента первой постановки столетия режиссеры почти не обращались к этому тексту, который воспринимался скорее как манифест, нежели материал для театральной интерпретации. Более века спустя Филипп Григорьян переосмысливает наследие русского футуризма.

«Маяковский. Трагедия»
«Гоголь-центр» 
15 и 16 января 2018 года


Фестиваль «Гончаров-100»

Театр им. Вл. Маяковского
15 января 2018 года

В этом сезоне Театр Маяковского отмечает 95-летний юбилей и 100-летие выдающегося режиссера Андрея Гончарова, с чьим именем связан расцвет Маяковки, которой он руководил с 1967 по 2001 год, а также становление режиссерского факультета ГИТИСа. Среди его учеников такие величины, как Петр Фоменко, Евгений Каменькович и Эймунтас Някрошюс. 15 января в Театре Маяковского, ГИТИСе и Театре на Малой Бронной пройдут многочисленные встречи, мастер-классы и круглые столы с участием артистов и режиссеров, которым довелось с ним общаться и работать. На Основной сцене Маяковки покажут записи спектаклей Андрея Гончарова и другие документальные материалы. Театр — это искусство, которое передается из рук в руки, и фестиваль «Гончаров-100» — возможность окунуться в живую историю, лично познакомившись с теми, для кого она когда-то была настоящим.

Фестиваль «Гончаров-100»
Театр им. Вл. Маяковского 
15 января 2018 года


«Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман»

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайшие спектакли: 28, 29 января 2018 года

Репертуар балетной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко пополнился четырьмя новыми балетами, которые объединены в общую программу. Признанный шедевр неоклассики, «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Чайковского, впервые показанная в 1934 году, — и сегодня один из самых любимых публикой балетов. По словам самого Баланчина, «единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне». И гармоничное, завораживающее движение под прекрасную музыку, добавим мы. «Ореол» 1962 года — ранняя работа американца-модерниста Пола Тейлора, одного из крупнейших хореографов современного танца: барочная музыка Генделя, легкость движений и общее настроение радости и беззаботности жизни. Автор «Ониса» (1979) — младший современник Тейлора француз Жак Гарнье, сыгравший значительную роль в развитии новой хореографии во Франции. В этом балете старинные танцы одноименной французской провинции трансформируются, соединяясь с языком современной хореографии. Завершает программу балет «Тюль» 33-летнего шведа Александра Экмана — ироничная постмодернистская игра с хореографическим текстом классических балетов: «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Жизели», «Коппелии» и «Сильфиды».

«Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман»
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайшие спектакли: 28, 29 января 2018 года


«Пиковая дама»

Большой театр
Премьера: 15, 16, 17, 18 февраля 2018 года

Вслед за «Катериной Измайловой», премьера которой состоялась в Большом театре в прошлом году, Римас Туминас готовит к постановке новую оперу на главной сцене страны. Мастер метафоры и ярких образов, как драматический режиссер Туминас много ставит русскую классику — к ней же, умышленно или нет, он обращается и в музыкальном театре, в котором до дебюта в Большом почти не работал. «Пиковую даму» он создает с той же блистательной командой, что и предшествующую постановку: сценографом Адомасом Яцовскисом, художником по костюмам Марией Даниловой и художником по свету Дамиром Исмагиловым. Чайковский вспоминал, что писал «Пиковую даму» «…с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней» настолько, что «одно время боялся появления призрака Пиковой дамы». Римас Туминас из тех режиссеров, которые способны заставить зрителя с таким же увлечением проживать спектакль вместе с его героями.

«Пиковая дама»
Большой театр
Премьера: 15, 16, 17, 18 февраля 2018 года


«Проза»

Электротеатр «Станиславский»
Ближайшие спектакли: 21, 22, 23, 24 февраля 2018 года

«Проза», премьера которой состоялась в конце ноября, представляет собой органичный синтез текста и современной академической музыки — собственно, и режиссером спектакля выступает один из ведущих российских композиторов Владимир Раннев. Спектакль, сюжетная линия которого основана на рассказе Юрия Мамлеева «Жених», — не из легких. История о семейной паре, усыновившей случайного убийцу их восьмилетней дочери, которую тот не сбил даже, а «раздавил» своим грузовиком, разворачивается на сцене в анимации, проецируемой на полупрозрачный экран. Очертания певцов за ним лишь угадываются, проявляясь время от времени под вспышками света, что создает ощущение фантасмагории. В вокальных же партиях звучит текст повести Чехова «Степь», рассказывающей о деревенском мальчике Егорушке, который отправляется на учебу в город. Две истории открытия мира и человеческой природы разворачиваются параллельно. Жестокий макабр и тончайшая лирика не пересекаются, но отражаются друг в друге.

«Проза»
Электротеатр «Станиславский»
Ближайшие спектакли: 21, 22, 23, 24 февраля 2018 года


«Дачники»

МХТ им. А. П. Чехова
Премьера — в феврале 2018 года

В пьесе Максима Горького «Дачники» интеллигентная компания ставит любительский спектакль, которому так и не суждено будет состояться. Актеры опаздывают, не приходят на репетиции… Они вроде бы и стремятся к чему-то «высокому» и прекрасному, но не находят в себе силы воплотить это в жизнь. «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты положения… стоит одиноко между народом и буржуазией, без влияния на жизнь, без сил, — писал Горький о „Дачниках“, — она чувствует страх перед жизнью… она хочет жить интересно, красиво, и — спокойно, тихо». Эту пьесу 1904 года называют самым «чеховским» его текстом: это драма проигранной, не сложившейся жизни, в которой некого винить, кроме самого себя. Или есть? Евгений Марчелли — из тех режиссеров, кто никогда не ставит диагнозов человеку и обществу, но задает вопросы. Актеры неизменно отзываются о нем как о человеке страстном, увлекающемся и увлекающим за собой других. Таковы и его спектакли (из последних громких премьер — «Грозагроза» в Театре Наций и «Утиная охота» в Театре Ермоловой).

«Дачники»
МХТ им. А. П. Чехова 
Премьера — в феврале 2018 года

 

 

 

04 декабря 2017
Инна Логунова для раздела Культура