Культура

Питер Weekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

Выставка, подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Архивом студии Сесила Битона в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», открылась онлайн несколько дней назад, но мы не оставляем надежд посетить ее офлайн, ведь она продлится до 14 марта будущего года. Ретроспектива работ знаменитого английского фотографа, мемуариста, дизайнера интерьеров, художника по костюмам и декорациям, одного из важнейших мастеров fashion-фотографии, который к тому же являлся и иконой стиля, в нашей стране проводится впервые.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

На экспозиции — более 100 работ Битона разных лет из архива студии фотографа, Музея Виктории и Альберта, архивов Vogue и Vanity Fair. В их числе и портреты наших соотечественников — представителей русского зарубежья, позировавших Битону и ставших полноправными героями мировой fashion-культуры.

«Сесил Битон является такой исключительной фигурой, в которой концентрируются вся общественная экзотика и красота жизни и творчества современного модного фотографа, модного у публики и занимающегося модой. Искусство и индустрия моды — один из лучших социальных лифтов ХХ века, и наша сегодняшняя выставка увлекательно рассказывает о том, как это работает и как выглядит. В этом мире есть все — и ужасы войны, и королевские церемонии, в нем фотограф преображает людей, а люди создают образ фотографа».

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа

Великий фотограф моды, портретист королей, русских танцовщиков и рок-звезд Сесил Битон (1904–1980) входит в число наиболее прославленных фотографов XX века. После Второй мировой он стал официальным фотографом британского королевского двора, полвека назад его включили в Международный список Зала славы самых стильных людей, а в 1964 году он получил «Оскар» за работу над фильмом «Моя прекрасная леди». В 1972 году Битон удостоился титула сэра.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
Сесил Битон в поместье Уилтон-хаус (1968)

Кого только нет в его бесценной фотографической коллекции: самые яркие голливудские звезды, художники с мировым именем, актеры, танцовщики, модели и представители королевского рода. Объектив талантливого британца успел увековечить для истории и юную Елизавету II. Интересно, что он не только фотографировал своих героев, но и писал о них. Так, например, после 45-минутной «охоты» на Мэрилин Монро с объективом он мог посвятить ей несколько страниц в своем дневнике.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
Сесил Битон. Мэрилин Монро (1956)

«Искусство XX–XXI веков невозможно представить без фотографии. Например, бум celebrity culture, того, что мы назвали культом звезд, произошел во многом именно благодаря фотографии, которая преобразила экономику визуальных образов. Сесил Битон профессионально занимался фотографией без малого полвека и был творцом этой культуры».

Дарья Панайотти, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки
ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
Сесил Битон. Принцесса Елизавета в Букингемском дворце (1945)
ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
Сесил Битон. Королева Елизавета II в коронационном наряде (1953)

На выставке в Эрмитаже представлены более ста работ фотохудожника, в том числе и наиболее знаковые: портрет Одри Хепберн, которую Сесил Битон одевал в фильме «Моя прекрасная леди», кадр из знаменитой серии Fashion is Indestructible, сделанной в Лондоне после бомбежки в 1941, модная съемка на фоне работ Джексона Поллока — так фотохудожник показал параллель между модой и высоким искусством. Будучи поклонником дягилевских сезонов, Битон снимал Феликса Юсупова, Рудольфа Нуреева, Марго Фонтейн. Нуреев любил рассматривать свои фотопортреты, лежа на полу в доме Сесила, а если они ему не нравились, то… протыкал их ножом для бумаг.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

Известно, что в 1935 году фотохудожник вместе с Эльзой Скиапарелли побывал в СССР. Они посетили Ленинград, московское метро и даже профилакторий для проституток. Говорят, Битону не понравилось: плохо одетые люди с серыми лицами уныло брели по улицам. Фото из этой поездки почти не осталось, но портрет Сесила и Эльзы со связкой баранок в Эрмитаже все же покажут.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

Судьба Битона — удивительный пример того, как талант пробивает себе дорогу в самых непростых обстоятельствах. Сын торговца древесиной и внук кузнеца родился в Лондоне в 1904 году и свои первые снимки сделал еще в детстве — на Kodak няни. Изучал историю и архитектуру в Кембридже, но с головой нырнул в съемки, когда Vogue напечатал его первое фото. Со временем самообразование, «насмотренность» и правильные знакомства сделали его образцом и даже мерилом элегантности и аристократизма.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже
Молодой Битон в Сэндвиче в 1920-е

В фокусе его внимания была лондонская богема 20-х годов прошлого века — люди, которых называли bright young people. В 30-е он стал штатным фотографом американского Vogue и Vanity Fair, но был уволен из-за антисемитской подписи к снимку. Пришлось вернуться в Лондон, где его ждало новое, буквально королевское предложение! Он сделал портрет королевы-матери и на долгие годы стал фотографом монаршей семьи. Во время войны делал репортажи: широко известен его кадр с девочкой на больничной койке с плюшевым мишкой. Поговаривают, что именно это фото убедило США вступить в войну.

ПитерWeekly: «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

В fashion-летописи ушедшего века, которую вел Битон с помощью камеры, — портреты неукротимых соперниц Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли, Кристобаля Баленсиаги, Ива Сен-Лорана, Уоллис Симпсон в платье с лобстером от Скиапарелли, принцессы Маргарет в потрясающем платье Dior, которое, говорят, стало символом возврата к мирной жизни после ужасов войны.