Культура

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

Черно-белая лаконичная трагикомедия из конкурса Берлинале сатирически живописует европейских интеллектуалов.

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

В разыгранной первоклассными актерами «Вечеринке» соблюдено классицистическое единство места, времени и действия.

Билл, мужчина под шестьдесят (Тимоти Сполл), ставит пластинку и усаживается в кресло с бокалом вина. В светлой комнате со множеством книг теперь играет блюз, который, судя по тревожно-отсутствующему выражению лица героя, сейчас соответствует его настроению. Впрочем, в звучащей песне нет привычного для этого стиля посыла «все тлен, пойду и напьюсь». Напротив — торжествующее утверждение «Я мужчина» / I’m a Man, пропеваемое музыкантом Бо Диддли. Может, все не так плохо? Или Билл просто храбрится?

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

Тем временем жена Билла Джанет (Кристин Скотт-Томас) хлопочет на кухне. Она новоиспеченный британский министр здравоохранения (правда, речь о теневом кабинете официальной оппозиции). Джанет и Билл ждут в гости своих ближайших друзей. Среди них циничная интеллектуалка Эйприл (Патришия Кларксон) и ее бойфренд — ценитель нетрадиционной медицины Готтфрид («бою» в исполнении Бруно Ганца за 70); финансист (Киллиан Мёрфи) и его жена — коллега Джанет Мэри-Энн, которая должна подойти позже; немолодая профессорша-феминистка Марта (Черри Джонс) и ее беременная тройней жена- шеф-повар Джинни (Эмили Мортимер). Довольно скоро действие, полностью разворачивающееся в пространстве дома, приобретет нотки фарса: Билл сделает шокирующее заявление, у Тома обнаружится пистолет и полные карманы кокаина. Скелеты вывалятся разом из всех шкафов и начнут веселиться на руинах рушащихся жизней. Весело будет и зрителям, ценящим британский, нередко черный, юмор. Но и грустно.

На первый взгляд, персонажи, придерживающиеся левых, прогрессивных взглядов, — само совершенство. Билл — идеальный муж, жертвенно отказавшийся от большой научной карьеры: чтобы поддерживать Джанет, он отверг предложения из Гарварда и Йеля. Эйприл называет Джанет принципиальным и целеустремленным человеком, который наконец будет отвечать за здоровье в «вашей больной партии». Эйприл в политику больше не верит, но это не мешает ей разделять либеральные идеалы своих друзей. Чуждого их компании героя Киллиана Мёрфи она характеризует как «скотину-банкира с таинственным умением наживать миллионы на чужом несчастье». Марта — большой специалист в вопросах гендера и любящая жена.

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

Но, как уже было сказано, все на самом деле совсем не так: «лучшие люди этого мира» оказываются лицемерами, чьи взгляды при соприкосновении с реальностью оборачиваются фальшивкой. Политкорректность? Эйприл называет Готтфрида нацистом. Феминизм? Билл вполне согласен, что ему стоит защитить себя от тлетворной женской энергии. Марта же в какой-то момент сообщает беременной Джинни, что та сейчас отвечает за «животную сторону дела» — более женоненавистническую фразу сложно себе представить. Примирение вместо мести? Джанет пропагандировала это на выступлениях по всему миру, но сама не в состоянии удержаться от проявления агрессии.

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

Режиссер Салли Поттер, автор культовых фильмов «Орландо», «Урок танго», «Человек, который плакал», несомненно, принадлежит к тому самому кругу европейских либералов-интеллектуалов, который она изображает в «Вечеринке». Тем ценнее ее взгляд на этих людей, то есть в каком-то смысле и на саму себя. Вероятно, этот факт не позволяет картине скатиться в карикатурность: герои Поттер, также написавшей сценарий «Вечеринки», остаются людьми, которым можно сочувствовать. Но самое любопытное, что гораздо сильнее сопереживаешь тем, на кого условная политическая оппозиция смотрит свысока: Тому, Готтфриду, Джинни. Именно в них жива способность испытывать настоящие, а не суррогатные чувства и быть честными перед собой и перед другими. Киллиан Мёрфи, например, филигранно показывает ненаигранное отчаяние Тома, его боязнь потерять свою любовь. Готтфрид в исполнении немецкого патриарха Бруно Ганца покоряет тем, что не боится выражать свою точку зрения в присутствии далеких от него в идеологическом плане людей, не страшится быть самим собой. У Джинни тоже будет шанс проявить бесстрашие. Парадоксально, но симпатии Поттер в этой картине на стороне людей не ее круга.

Том и Готтфрид ставят во главу угла проявление эмоций. Чуждые феминизму люди считают эмоциональность прерогативой женщин, но в мире Салли Поттер, как и в современной действительности, границы между полами и вовсе стираются. Вот и Джанет ее подруга Эйприл описывает так: «Внешность девичья, мозги мужские, душа андрогина и мертвая хватка». Надо сказать, что эту тему Поттер исследует и в одной из самых известных своих работ — экранизации романа Вирджинии Вулф «Орландо». В ней проходящий сквозь века юноша, представленный на экране Тильдой Суинтон, в какой-то момент превращается в девушку. Кстати, «Орландо», как и «Вечеринку», блестяще снял российский оператор Алексей Родионов, работавший над фильмом Элема Климова «Иди и смотри».
На финальных титрах «Вечеринки» звучит танго под названием «Освобождение», но избавятся ли каким-то образом герои Салли Поттер от своих недостатков — вопрос открытый.

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

Кино недели: «Вечеринка» Салли Поттер

 

 

 

21 декабря 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура