В прокат вышел фильм самого известного финского режиссера Аки Каурисмяки, завоевавший на Берлинале «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
![]()
Главный гуманист современного арт-кино с печалью смотрит на сегодняшнюю ситуацию в Европе.
Новой работы финского мэтра киноманы ждали шесть лет: его предыдущую картину «Гавр» в Каннском конкурсе показывали в 2011 году. Ждали — и после новости о попадании «По ту сторону надежды» в программу Берлинского фестиваля, конечно же, надеялись на победу. Вероятно, надеялся и сам Аки (почему-то Каурисмяки хочется называть так — фамильярность оправдана всеобщей любовью к режиссеру). Внезапно для всех его обошла Ильдико Эньеди с необычным фильмом «О теле и душе», оставив финна со второй по важности, режиссерской наградой. Аки Каурисмяки за призом на сцену в итоге даже не вышел. Несмотря на огромное количество премий ведущих фестивалей, он пока так и не выиграл главный приз ни в Берлине, ни в Канне, ни в Венеции.
![]()
Всегда ироничный Каурисмяки говорит, что иногда сразу заявляет какую-то кинотрилогию, потому что это помогает ему побороть лень. Вот и «По ту сторону надежды» — вторая после «Гавра» картина о беженцах. В «Гавре» бывший писатель, в настоящем чистильщик обуви, помогал выжить во Франции африканскому подростку. «По ту сторону надежды» — тоже картина на иммигрантскую тему, но увидим ли мы третий подобный фильм — большой вопрос, потому что Аки Каурисмяки заявил, что уходит из кино.
В первых кадрах «По ту сторону надежды» в Хельсинки на грузовом судне, зарывшись в уголь, приплывает молодой механик из Алеппо по имени Калед (дебютная роль сирийца Шервана Хаджи). Именно в Финляндию он попадает случайно, но поскольку ему говорят, что страна хорошая, там все равны и нет войны, он принимает решение запросить убежище. Все это происходит после того, как на родине во время войны он лишается почти всей семьи и бежит с сестрой Мириам в Турцию, потом в Грецию — перечислять страны можно долго. В итоге Калед и Мириам друг друга теряют. Брат ищет сестру по всей Европе, но к моменту начала действия «По ту сторону надежды» так и не находит. Тем временем пожилой коммивояжер Викстрем (постоянный актер Аки Каурисмяки Сакари Куосманен) уходит от пьяницы-жены и покупает забегаловку «Золотая пинта», к которой «прилагаются» три довольно никудышных работника. Теперь ему нужно что-то сделать с этим убыточным заведением, где хорошо продается только пиво. В какой-то момент пути Каледа и Викстрема пересекутся, и, хотя сначала они и подерутся, новоявленный ресторатор и его коллеги решат помочь несчастному беженцу.
![]()
![]()
Несмотря на такой далеко не самый радужный синопсис, «По ту сторону надежды» — картина очень смешная и обаятельная в каждой детали, как и все фильмы Аки Каурисмяки. Забавно-абсурдными у этого режиссера могут быть и отдельные сюжетные повороты, и ситуации, и реакции героев, и диалоги. Например, уморительны бесконечные трансформации, происходящие с кафе Викстрема. Оно превращается то в суши-бар, куда тут же приезжает автобус туристов из Страны восходящего солнца, то в индийский ресторан, то в клуб, где танцуют под звуки танго. В фильме вообще много отличной музыки — рок-н-ролла и блюза в исполнении седых, но дающих жару молодым ветеранов сцены. Кстати, музыканты не раз становились главными героями работ Каурисмяки: в центре трех его картин группа «Ленинградские ковбои» (Leningrad Cowboys) — финский рок-бэнд, в кино притворяющийся сибирским. В одном из этих фильмов, документальной «Балалайке шоу», запечатлен совместный с Ансамблем имени Александрова концерт группы в Хельсинки перед 70 тысячами зрителей.
![]()
![]()
Даже если действие у Каурисмяки разворачивается в современности, его кино всегда окутано поэтичным ретрофлером. Цвета насыщенные, но мягкие, одежда персонажей не вполне современная, а главные герои напоминают скорее героев старых кинофильмов, чем ваших соседей. Тем не менее, это люди из плоти и крови. Ведь главное в фильмах Каурисмяки — неподдельная любовь и сочувствие к обычному человеку, его бедам и радостям. Он, будучи редким киногуманистом, восхищается способностью простых людей спасать друг друга в тяжелых ситуациях и никогда не отчаиваться.
В новой картине в мир Каурисмяки врывается жестокая социально-политическая реальность современной Европы с ее бюрократией и равнодушием к судьбе маленького человека. В идеальной на первый взгляд Финляндии после подробного интервью принимают решение о депортации Каледа в Сирию, где якобы ему не грозит большая опасность (это происходит не в финале). В Хельсинки же обнаруживаются фашисты, нападающие на беженца.
![]()
После премьеры «По ту сторону надежды» раздавались голоса, что, мол, такое вмешательство реальной жизни не слишком идет полусказочной киновселенной Каурисмяки. Но для него, наверное, по-другому уже нельзя. Может быть, по крайней мере, он подарит нам немного оптимизма. Хотя бы такого, о котором Каурисмяки однажды сказал: «Когда надежды больше нет, нет повода и для пессимизма».









