В прокат вышел фильм самого известного финского режиссера Аки Каурисмяки, завоевавший на Берлинале «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Главный гуманист современного арт-кино с печалью смотрит на сегодняшнюю ситуацию в Европе.
Новой работы финского мэтра киноманы ждали шесть лет: его предыдущую картину «Гавр» в Каннском конкурсе показывали в 2011 году. Ждали — и после новости о попадании «По ту сторону надежды» в программу Берлинского фестиваля, конечно же, надеялись на победу. Вероятно, надеялся и сам Аки (почему-то Каурисмяки хочется называть так — фамильярность оправдана всеобщей любовью к режиссеру). Внезапно для всех его обошла Ильдико Эньеди с необычным фильмом «О теле и душе», оставив финна со второй по важности, режиссерской наградой. Аки Каурисмяки за призом на сцену в итоге даже не вышел. Несмотря на огромное количество премий ведущих фестивалей, он пока так и не выиграл главный приз ни в Берлине, ни в Канне, ни в Венеции.
Всегда ироничный Каурисмяки говорит, что иногда сразу заявляет какую-то кинотрилогию, потому что это помогает ему побороть лень. Вот и «По ту сторону надежды» — вторая после «Гавра» картина о беженцах. В «Гавре» бывший писатель, в настоящем чистильщик обуви, помогал выжить во Франции африканскому подростку. «По ту сторону надежды» — тоже картина на иммигрантскую тему, но увидим ли мы третий подобный фильм — большой вопрос, потому что Аки Каурисмяки заявил, что уходит из кино.
В первых кадрах «По ту сторону надежды» в Хельсинки на грузовом судне, зарывшись в уголь, приплывает молодой механик из Алеппо по имени Калед (дебютная роль сирийца Шервана Хаджи). Именно в Финляндию он попадает случайно, но поскольку ему говорят, что страна хорошая, там все равны и нет войны, он принимает решение запросить убежище. Все это происходит после того, как на родине во время войны он лишается почти всей семьи и бежит с сестрой Мириам в Турцию, потом в Грецию — перечислять страны можно долго. В итоге Калед и Мириам друг друга теряют. Брат ищет сестру по всей Европе, но к моменту начала действия «По ту сторону надежды» так и не находит. Тем временем пожилой коммивояжер Викстрем (постоянный актер Аки Каурисмяки Сакари Куосманен) уходит от пьяницы-жены и покупает забегаловку «Золотая пинта», к которой «прилагаются» три довольно никудышных работника. Теперь ему нужно что-то сделать с этим убыточным заведением, где хорошо продается только пиво. В какой-то момент пути Каледа и Викстрема пересекутся, и, хотя сначала они и подерутся, новоявленный ресторатор и его коллеги решат помочь несчастному беженцу.
Несмотря на такой далеко не самый радужный синопсис, «По ту сторону надежды» — картина очень смешная и обаятельная в каждой детали, как и все фильмы Аки Каурисмяки. Забавно-абсурдными у этого режиссера могут быть и отдельные сюжетные повороты, и ситуации, и реакции героев, и диалоги. Например, уморительны бесконечные трансформации, происходящие с кафе Викстрема. Оно превращается то в суши-бар, куда тут же приезжает автобус туристов из Страны восходящего солнца, то в индийский ресторан, то в клуб, где танцуют под звуки танго. В фильме вообще много отличной музыки — рок-н-ролла и блюза в исполнении седых, но дающих жару молодым ветеранов сцены. Кстати, музыканты не раз становились главными героями работ Каурисмяки: в центре трех его картин группа «Ленинградские ковбои» (Leningrad Cowboys) — финский рок-бэнд, в кино притворяющийся сибирским. В одном из этих фильмов, документальной «Балалайке шоу», запечатлен совместный с Ансамблем имени Александрова концерт группы в Хельсинки перед 70 тысячами зрителей.
Даже если действие у Каурисмяки разворачивается в современности, его кино всегда окутано поэтичным ретрофлером. Цвета насыщенные, но мягкие, одежда персонажей не вполне современная, а главные герои напоминают скорее героев старых кинофильмов, чем ваших соседей. Тем не менее, это люди из плоти и крови. Ведь главное в фильмах Каурисмяки — неподдельная любовь и сочувствие к обычному человеку, его бедам и радостям. Он, будучи редким киногуманистом, восхищается способностью простых людей спасать друг друга в тяжелых ситуациях и никогда не отчаиваться.
В новой картине в мир Каурисмяки врывается жестокая социально-политическая реальность современной Европы с ее бюрократией и равнодушием к судьбе маленького человека. В идеальной на первый взгляд Финляндии после подробного интервью принимают решение о депортации Каледа в Сирию, где якобы ему не грозит большая опасность (это происходит не в финале). В Хельсинки же обнаруживаются фашисты, нападающие на беженца.
После премьеры «По ту сторону надежды» раздавались голоса, что, мол, такое вмешательство реальной жизни не слишком идет полусказочной киновселенной Каурисмяки. Но для него, наверное, по-другому уже нельзя. Может быть, по крайней мере, он подарит нам немного оптимизма. Хотя бы такого, о котором Каурисмяки однажды сказал: «Когда надежды больше нет, нет повода и для пессимизма».