Январский обзор лучших выставок мира получился преимущественно сюрреалистично-гротесковым, но нашлось в нем место и драматичным событиям, и современности.
Смотрим ставшую сенсацией коллекцию модернистского искусства Корнелиуса Гурлитта, ассамбляжи Корнелла и лучшие фотопортреты года.
«Гилберт и Джордж. Бородатые картины и их факософия»
Галерея White Cube, Лондон, Великобритания
До 28 января 2018 года
Гилберт и Джордж — один из самых знаменитых художественных дуэтов — отмечают полувековой юбилей творческой деятельности серией выставок в нескольких городах Европы и Нью-Йорке. Они привлекли к себе внимание в конце 1960-х — начале 1970-х так называемыми живыми скульптурами. В самом первом таком перформансе они, с покрытыми золотой краской лицами, по несколько часов выполняли набор механических движений, распевая популярную водевильную песню. «Бородатые картины» — серия фоторабот последних лет, в которых художники предстают в гротесковых образах с причудливыми бородами: из листьев, пивной пены, колючей проволоки и даже кроликов. Как они объясняют, это их исследование современности, многочисленных масок, которые носят люди, в том числе они сами. В лондонской галерее White Cube «бородатые картины» соседствуют с текстами их книги Fuckosophy, в которой в 5 тысячах вариаций — абсурдистских и парадоксальных изречениях и слоганах, не уступающих в едкости Оскару Уайльду, — использовано главное ругательство английского языка.
|
«Гурлитт. „Дегенеративное искусство“. Конфисковано продано»
Художественный музей, Берн, Швейцария
До 4 марта 2018 года
Эта выставка значима не только представленными на ней произведениями крупнейших модернистов — «дегенеративным искусством», которое было изъято нацистами из немецких музеев в 1937 году, — но и драматичной и детективной историей коллекции. Корнелиус Гурлитт был сыном Хильденбрандта Гурлитта, одного из четырех арт-дилеров, который занимался продажей конфискованного Третьим рейхом искусства за границу, а также сбором коллекции вещей для планировавшегося музея Гитлера в Линце. После окончания Второй мировой войны Хильденбрандт смог спрятать коллекцию, убедив союзников в ее гибели в дрезденских бомбардировках. Она всплыла и стала сенсацией в 2011 году, когда Корнелиуса Гурлитта заподозрили в незаконной сделке и пришли с обыском в его квартиру. Выставка объединяет порядка 250 произведений живописи, графики и скульптуры, среди которых работы Макса Бекмана, Августа Маке, Аристида Майоля, Огюста Ренуара и ряда других крупнейших имен. Параллельно в Бундескунстхалле в Бонне на выставке «Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» показывают другую часть коллекции — особенность этих работ в том, что практически все они были экспроприированы у владевших ими евреев.
|
«Искусство и пространство»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 15 апреля 2018 года
В основе концепции выставки «Искусство и пространство» — идеи из одноименной книги художника, вышедшей в 1969 году и ставшей результатом сотрудничества баскского скульптора Эдуардо Чильиды и немецкого философа Мартина Хайдеггера. В экспозицию вошло более ста работ международных художников, позволяющих проследить развитие абстракции на протяжении последних шести десятилетий. Кроме того, выставка задумана еще и как своеобразный оммаж архитектурному гению Фрэнка Гери, спроектировавшего здание музея в Бильбао: представленные здесь работы вступают в диалог с пространством и наоборот. Таким образом кураторы визуализируют идеи Хайдеггера о произведении искусства, которое, расширяясь в пространство, «захватывает» среду, и пространстве, которое пересекает, проходит сквозь объект искусства.
|
«Джозеф Корнелл — Хуану Грису»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
23 января — 15 апреля 2018 года
Художник-самоучка Джозеф Корнелл (1903–1972) — один из немногих американских сюрреалистов, прославившийся своими оригинальными ассамбляжами в коробках. Затворник, он никогда не выезжал в Европу, познакомившись с творчеством эмигрировавших европейских авангардистов в Нью-Йорке. На него повлияло дадаистское и сюрреалистическое искусство Курта Швиттерса, Марселя Дюшана и Макса Эрнста, хотя сам он себя с их художественным методом полностью не ассоциировал и всегда держался особняком. А в 1953-м в одной из нью-йоркских галерей Корнелл увидел картину-коллаж «Мужчина в кафе» испанского художника-кубиста Хуана Гриса — теневой профиль мужчины в фетровой шляпе так его захватил, что он тотчас же начал работу над новой серией. Свой оммаж испанцу, которого он называл «братом по духу», Корнелл создавал на протяжении целых пятнадцати лет. Героем почти всех входящих в серию ассамбляжей и коллажей является белый какаду с рисунка XIX века, чьи тени и фотостатные копии возникают среди собрания вещей.
|
Арт-ярмарка BRAFA
Брюссель, Бельгия
27 января — 4 февраля 2018 года
Основанная в 1956 году, BRAFA — одна из старейших и самых престижных арт-ярмарок в мире. Своим авторитетом она обязана не только солидному возрасту, но прежде всего тщательному отбору участников и экспонатов. Представленное здесь искусство охватывает пять тысячелетий — от артефактов Бронзового века до актуальных работ ныне живущих художников. Эклектичная и элегантная, BRAFA привлекает как крупных коллекционеров, так и просто любителей искусства. В непосредственной близости от ярмарки располагаются лучшие музеи Брюсселя: БОЗАР, Музей Пятидесятилетия, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Музей Магритта, Музей Орта, Центр бельгийского комикса.
|
«В мире друидов омелы. Графика Ива Танги»
Коллекция Шарфа-Герстенберга, Берлин, Германия
До 8 апреля 2018 года
Самоучка Ив Танги, автор причудливых пейзажей-галлюцинаций, принадлежит первому поколению сюрреалистов, объединившихся вокруг Андре Бретона в 1924–1925 годах. Его абстрактные антропоморфные и зооморфные фигуры и предметы, наполняющие безлюдные пространства, во многом предвосхитили «тающие» формы Сальвадора Дали и абстрактные рельефы Ханса Арпа. Свой фантазийный мир Танги, однако, не мыслил как нечто отвлеченное, он настаивал на его физической реальности, воспринимаемой человеческими чувствами, — отсюда его неизменно точный расчет перспективы в изображении. Небольшая по масштабу, но содержательно насыщенная выставка представляет малоизвестные графические работы Танги разных периодов творчества в контексте работ его современников.
|
Выставка победителей премии Taylor Wessing Photographic Portrait Prize
Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
До 8 февраля 2018 года
Премия Тейлора Вессинга — один из самых авторитетных международных конкурсов фотопортрета. Тщательный отбор участников и финалистов не исключает из соревнования фотографов-любителей и молодых профессионалов, которые только начинают свой путь в профессии и в искусстве. На выставке собрана 51 работа лауреатов премии этого года. Они интересны не только запечатленными на них моделями, но и широкой географией: это настоящий калейдоскоп типажей со всего мира: Европы, Африки, Америки, островов Карибского моря. Главный приз получил портрет африканского беженца, снятый испано-израильским фотографом-документалистом Сезаром Дезфули в Средиземном море недалеко от ливийского побережья.