В прокат выходит новая картина Франсуа Озона «Двуличный любовник» — провокационный эротический триллер культового французского режиссера, участвовавший в основном конкурсе последнего Каннского фестиваля.
Кто-то увидит в картине мизогинические мотивы,
но не все так просто.
Режиссер вновь был обделен наградами — даже несмотря на то, что председатель жюри 2017 года Педро Альмодовар так же, как и Озон, является большим знатоком женщин и блестящим киностилистом. Но посмотреть «Двуличного любовника», снятого по мотивам романа Джойс Кэрол Оутс, все равно, конечно, стоит: Озон есть Озон.
Главная героиня картины, молодая хрупкая девушка Хлоя в исполнении Марины Вакт, с которой Озон решил поработать второй раз после фильма «Молода и прекрасна», страдает от постоянных болей в животе. Поскольку врачи не находят этому никакой физиологической причины, ее отправляют к психотерапевту. По пути на прием Хлоя поднимается по винтовой лестнице — «родственнице» той, что была в легендарном хичкоковском «Головокружении». Красавец-мужчина Поль (Жереми Ренье, известный по картинам братьев Дарденн, а также «Криминальным любовникам» и «Отчаянной домохозяйке» Озона) почти не задает вопросов, но очень внимательно слушает Хлою. Она рассказывает о том, что, вероятно, ее не любит мать (они почти не общаются), что она безуспешно ищет работу, закончив карьеру модели. Вскоре боли у нее прекращаются — Поль придал ей уверенности в себе. В итоге Хлоя перестает ходить на приемы к своему спасителю: вместо этого начинает с ним любовные отношения. Поль — ангел во плоти, разве что кота своей девушки не любит, но ничего — она отдаст его соседке (этот персонаж — в некотором смысле пародия на соседку из «Ребенка Розмари» Романа Полански). В какой-то момент устроившаяся работать смотрительницей в музей современного искусства героиня снова начинает себя плохо чувствовать…
Озон говорит, что после предыдущего серьезного, классического фильма «Франц» ему хотелось сделать что-то кардинально другое — более игривое. Поэкспериментировать с жанровыми кодами эротического триллера. Получилось у него это весьма успешно: в «Двуличном любовнике», щедром на отсылки к работам соответствующего жанра, много саспенса и очень много секса, но в то же время это весьма ироничная картина. Некоторые эпизоды намеренно почти выходят за рамки хорошего вкуса, создавая комическую дистанцию. Возможно, каких-то невероятных открытий с точки зрения смыслов режиссер в своем новом фильме и не делает, но стиль и режиссура, как и всегда, филигранны. Пересматривая картину, уже зная ее развязку, обращаешь внимание на то, как все детали, все мизансцены с самого начала работают на раскрытие главной тайны.
Кто-то может посчитать «Двуличного любовника» женоненавистническим. Но позвольте: не зря же Озона считают отменным знатоком женской души, одним из лучших авторов женских кинопортретов? Признала это, например, и Жаклин Биссет, занятая в небольшой роли в «Двуличном любовнике». Вспомнить хоть одно из самых знаменитых творений режиссера — детективный ретромюзикл «Восемь женщин». Собрались бы у него на одной площадке лучшие французские актрисы — от Фанни Ардан до Изабель Юппер, от Катрин Денёв до Даниэль Дарьё, — если бы почувствовали малейшее неуважение по отношению к себе? Женщины Озона, конечно, никогда не выглядят невинными эфирными созданиями, но и слава богу: он создает на экране образы сложные, неоднозначные, многогранные — одним словом, правдивые. Мужчины у Озона зачастую слабее женщин, они не выдерживают такого накала страстей — вот и единственный мужчина в ретровселенной восьми femmes fatales заканчивает жизнь самоубийством.
Существует забавное мнение о том, что все кошки, какого бы пола они ни были, — женщины, а все собаки — мужчины. В том смысле, что кошки всегда загадочны и независимы, а мужчины — простодушны и открыты. Поль в «Двуличном любовнике» не любит кота Хлои, что соседка пары объясняет так: «У мужчин нет сердца, они не понимают животных». Сердце-то у Поля есть, а вот женщин-кошек он и правда понимает так себе, несмотря на свою работу психотерапевта. Франсуа Озон в этом смысле в сотни раз превосходит своего персонажа, но и он все еще увлеченно пытается найти ключ к женской психологии. Так, например, мотивы героини его фильма «Молода и прекрасна», девушки из хорошей семьи, становящейся проституткой, были не слишком ясны. В «Двуличном любовнике» камера залезает в прямом смысле в самое нутро героини, но даже это не лишает ее таинственности. Она и сама не в состоянии себя познать, оттого и ищет ответы на свои вопросы в мире внешнем, а не во внутреннем, в мире мужском, а не женском. Но так ли уж сложно устроен этот мужской мир?
В относительно недавней картине «Новая подружка» Франсуа Озон повествует о мужчине, который, восторгаясь женщинами и оценивая их намного выше, чем представителей своего пола, начинает одеваться в женские наряды. Нет, ну разве может этот режиссер иметь мизогинические взгляды? Не верю.