Пассивное восприятие искусства в прошлом, сегодня зритель является активным участником творческого процесса и соавтором. В этом предлагают убедиться создатели интерактивного квестового пространства The Complex.
Здесь, при помощи изобретательных заданий,
представитель инопланетной цивилизации научит вас азам музыкального сочинительства. Приходите с детьми или друзьями — это пространство коллективного творчества.
«Вы — избранные представители человечества», — сообщил электронный голос, когда мы оказались внутри The Complex — футуристического пространства космической станции с множеством датчиков, экранов и световых дорожек, созданного в небольшой квадратной комнате с помощью видеопроекции на все стены и пол. А мы — это я и моя подруга Настя, которую я пригласила составить мне компанию: игра командная, для общения с внеземным разумом и выполнения его заданий требуется два-три человека.
Наша избранность, как объяснил голос, заключается в том, что мы можем не только потреблять, но и творить. Впрочем, это нам как раз и предстояло доказать во время часовой игры, результатом которой должен был стать музыкальный трек собственного сочинения. Все это звучало интригующе и наполняло гордостью за то, что инопланетная цивилизация так высоко оценила наши интеллектуальные и творческие способности.
Музыка — это общепонятный язык, в развитии которого земляне весьма преуспели, но не настолько, чтобы он смог полностью заменить собой речь. Для цивилизации, с которой мы вступили в столь близкий и непосредственный контакт, музыка уже давно стала универсальным способом коммуникации, которому они и пришли научить нас.
Сначала инопланетный проводник предложил — видимо, для вдохновения — вспомнить лучших представителей собственной музыкальной культуры. В этот момент на станции появились некие летающие объекты, которые мы могли остановить плавным жестом руки — тогда зал наполнялся музыкой. За несколько минут этого высокотехнологичного спиритического сеанса нам удалось пообщаться с духами Эдварда Грига, Сергея Рахманинова и Эрика Сати. Это была увертюра. Дальше мы должны были освоить основы композиции современной музыки.
Перкуссия, атмосферы, тарелки, барабаны — мы с азартом управляли последовательностью звуков и инструментов движениями рук, чувствуя себя настоящими дирижерами. Правда, задания Голоса не всегда были понятны, и порой мы делали совсем не то, что нужно, но успокаивали себя тем, что ошибки — неотъемлемая часть творческого процесса. Пространство постоянно видоизменялось, мы перемещались по недрам станции по движущимся дорожкам, напоминающим современные аэропортовые траволаторы, только более скоростные.
Кульминацией стало сочинение нашей собственной музыки — и, надо сказать, это было самое веселое задание: мы увлеченно смешивали различные стили, темы, мелодии, выбирая из многочисленных элементов в инопланетной медиатеке. Испытание близилось к завершению, а реплики Голоса внушали оптимизм — он явно был доволен результатами: мы оправдали его ожидания. Не все так плохо с этими землянами. Преисполненные гордости за выполненную миссию, мы покинули The Complex и снова вернулись в мир людей — где с удивлением обнаружили в своих почтовых ящиках записанный трек. Кажется, наше общение с внеземным разумом на этом не закончилось. Продолжение следует.
Михаил Благутин, основатель The Complex |
«Это наша собственная разработка, которой мы занимаемся полтора года и аналогов которой в мире сейчас нет. Мы отталкивались от дорогостоящей используемой в научной среде технологии Cave, с проекцией на три стены и сложной системой трекинга. Упростив ее, на базе Microsoft Kinect мы разработали свою систему отслеживания движений, придумали сценарий, пригласили музыкантов, которые специально под нас написали музыку.
Почему музыка? Мы подумали: вот мы все пытаемся научить компьютер нас понимать, но пока получается не очень. Возможно, потому, что у нас путаный и нелогичный язык. А что, если это будет музыка — язык, который доступен всем? Кроме того, раньше музыкальная культура, совместное музицирование занимали довольно большое пространство в обществе. Сегодня это утеряно, но у нас есть глубокое убеждение, что с технологиями, которые облегчают взаимодействие с музыкой и ее восприятие, она постепенно вернется в жизнь».