В Центральном Манеже состоялась церемония вручения юбилейной премии The Art Newspaper Russia за достижения в области искусства. За пять лет существования премия стала одним из главных арт-событий года, которое собирает crème de la crème российского и зарубежного художественного сообщества и поддерживать которое считают за честь такие партнеры, как «Газпромбанк. Private Banking», BMW и Four Seasons.
Награды традиционно были присуждены
в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад». А призом стали статуэтки в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля, символизирующие связь России с мировым художественным процессом.
На всем протяжении церемонии организаторы мастерски поддерживали саспенс, раскрывая интригу постепенно, через иносказания и намеки (сценарий вечера, написанный драматургом Валерием Печейкиным, вполне мог бы лечь в основу полноценного спектакля).
Перед нами Учитель и Ученик (в исполнении актеров «Гоголь-центра» Ильи Ромашко и Евгения Сангаджиева). «Сначала нужно перевернуть все пазлы картинками вверх», — произносит Учитель в ответ на вопрос Ученика, с чего же начать. Голос Учителя звучит мягко, но уверенно, чувствуется, что он знает нечто, доступное только посвященным, и он из их числа. Эти двое разговаривают почти в полной темноте, освещаемые тусклым светом настольной лампы. А в противоположном углу сцены, словно далекие звезды, мерцают листья проволочного дерева, как будто ожидающего Годо вместе с беккетовскими Владимиром и Эстрагоном. Все фрагменты пазла соберутся в единую картину лишь в конце — чтобы опять быть разъединиться на фрагменты и быть заново собранными.
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова |
Издатель The Art Newspaper Russia Инна Баженова |
Наступает момент объявления победителей в первой номинации — «Личный вклад», в шорт-листе которой значатся: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Ольга Свиблова и группа дарителей, которые передали в дар парижскому Центру Помпиду более 350 произведений русского искусства второй половины XX века; председатель совета директоров O1 Group Борис Минц, открывший в прошлом году частный Музей русского импрессионизма; и идейный вдохновитель и основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина.
Директор Центра Помпиду Бернар Блистен, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, Стелла Кесаева, Николя Луччи-Гутников
Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева, Лариса Зелькова и Оксана Орачева
С формулировкой «За щедрость и способность объединять» приз получил первый номинант. Директор Центра Помпиду Бернар Блистен, который приехал в Москву специально, чтобы еще раз публично поблагодарить дарителей, по-парижски элегантный, вышел на сцену вместе с куратором проходящей сейчас в Бобуре выставки русского искусства Николя Луччи-Гутниковым и директором Мультимедиа Арт Музея Ольгой Свибловой. Вдохновитель и организатор беспрецедентного по масштабу проекта, она и переводила слова своего давнего друга Бернара Блистена.
В номинации «Музей года», в которой соревновались Государственная Третьяковская галерея, Институт русского реалистического искусства и Московский музей современного искусства, победил последний — «За блестящую музеефикацию новых имен и актуальных художественных практик». «Я все думал, что же сказать сегодня, — начал издалека директор Еврейского музея, которого пригласили вручить премию лауреату. — И в какой-то момент неожиданно пришла формулировка, которая мне очень понравилась: хороший музей — это время, которое уложилось в пространство. Но что-то подсказывало, что эта мысль уже кому-то принадлежит. Как оказалось — Памуку. Впрочем, главное, что она отражает суть», — продолжил он, протягивая статуэтку Зурабу и Василию Церетели и крепко пожимая руки каждому.
Генеральный директор ММСИ Зураб Церетели и исполнительный директор музея Василий Церетели |
Первый вице-президент «Газпромбанка» Дмитрий Пешнев-Подольский |
Директор Еврейского музея и Центра толерантности Борух Горин
Нино Катамадзе & Insight
Следом на сцене — точнее, над ней, на высоком подиуме, появилась Нино Катамадзе с группой Insight, протяжно затянув на грузинском, казалось, все о том же: времени, пространстве и пазле человеческой жизни.
Выставкой года стал проект Фонда Louis Vuitton «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», в рамках которого в Париже на несколько месяцев объединились две части коллекции французских модернистов, находящиеся сейчас в собраниях Эрмитажа и Пушкинского музея. Как с легким французским акцентом сказал принимавший премию внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, организаторы выставки всерьез намерены превзойти успех «Титаника» — с октября ее посетили 800 тысяч человек. В шорт-листе премии The Art Newspaper «Шедевры нового искусства» обошли два не менее громких проекта: выставку картин из собрания Ватикана «Roma Aeterna» в Третьяковской галерее и Международную биеннале уличного искусства «Артмоссфера», собравшую у стен Кремля весь цвет стрит-арта.
Советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России Оливье Гийом и внук Сергея Щусева Андре-Марк Делок-Фурко
«Что подарить человеку, у которого все есть?» — «Библию. Для адекватной оценки имущества», — этот диалог Ученика и Учителя предшествовал объявлению победителя в номинации «Книга года», которым стал двухтомник «Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920-1930-е)», составленный Ильдаром Галеевым. «В искусстве первичны художник и его произведение, рефлексия же об этом по определению вторична, — сказала главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, вручавшая приз. — Но что бы мы знали о великих мастерах Возрождения без великого труда Вазари».
В последней номинации, «Реставрация года» премию получила лаборатория научной реставрации Государственного Эрмитажа за восстановление картины Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Под звуки арии Casta Diva в исполнении Софии Ефимовой пазл, который в течение вечера кропотливо собирал ученик, наконец сложился, превратившись то ли в разветвленное дерево, то ли в старинную карту с множеством дорог и перекрестков, — и тут же снова распался: искусство — это всегда путь, в нем нет конечного пункта и финального результата. А время всегда все расставляет по своим местам.
Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и Инна Баженова
Редакционный директор The Art Newspaper Russia Анна Сомерс Кокс
Руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, Виктор Коробов, Николай Зыков и Валерий Бровкин