Мода

Women in Power: основательница бренда Free Age Татьяна Затравина — о fashion-производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом предательстве

Women in Power: основательница бренда Free Age Татьяна Затравина — о fashion-производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом предательстве

У нас принято считать, что моды в России нет, так как нет самой индустрии. Государство модную индустрию и текстильную промышленность старается не замечать, поэтому в стране сложно и крайне затратно создавать качественные и красивые вещи. Если обобщать — дело почти так и обстоит. Но каким же было мое удивление, когда, приехав в Санкт-Петербург, я обнаружила в городе высокотехнологичное производство и специалистов, которые выдают каждый день трикотаж, качеству которого позавидуют иные фабрики Италии.

Татьяна Затравина — идейный вдохновитель марки Free Age и человек, беззаветно влюбленный в свое дело. Заботливо показывая мне свое производство, она признает: «В начале пути я точно не давала себе отчет в том, насколько это сложная задача — построить собственное модное производство с нуля и добиться высочайшего уровня качества».

Надо быть немного сумасшедшим и уж точно не ставить во главу угла только прибыль — только так можно начать подобный бизнес в России. Моя новая героиня рубрики Women in Power — именно такая. При этом бизнес — не вся ее жизнь, Татьяна не верит в то, что женщина должна полностью растворяться в работе: семья, близкие отношения, дружба — это тоже очень важно, без этого ощущения успеха просто не может быть. Две дочери, любимый муж, красивый загородный дом и много-много работы — вот жизнь, которую Татьяна создала и которая ее невероятно радует. «Я люблю людей. Я хочу получать удовольствие от процесса, а не только быть нацеленной на результат. Поэтому для меня всегда было важно собрать рядом сильную команду. Были предательства и разочарования — ни один серьезный бизнес не обходится без этого. Но когда ты находишься в потоке, когда все вокруг тебя радует, а дома есть надежный тыл, можно двигаться вперед семимильными шагами!» — говорит Татьяна. Соглашаюсь с ней на сто процентов: я тоже верю в то, что двигаться вперед и рушить стереотипы женщине в бизнесе гораздо проще, если у нее есть настоящая любовь и поддержка близких, понимание и уважение коллег.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

Татьяна Сабуренкова: Татьяна, а почему вы решили строить модную империю именно с трикотажем?

Татьяна Затравина: На момент создания Free Age я, конечно, глубоко этот вопрос не анализировала. Я родилась в многодетной семье в Советском Союзе, естественно, часто вставала проблема: что надеть. В детстве очень многое перешивалось из вещей мамы, помню, даже из дедушкиных солдатских брюк что-то шили. А когда мы сами на уроках домоводства начинали шить, получая свои первые навыки, я дома находила какие-то трикотажные полотна и из них пыталась придумать модную сумку-банан, какую-то кофточку…

Уже в более взрослом возрасте, когда я получила образование, времена наступили смутные. Тем не менее, в 1994-м я открыла свое первое ИП. Так получилось, что у меня были знакомые в Эстонии, поэтому мне повезло попасть на эстонский трикотажный комбинат, в то время очень популярный у нас в СССР. Именно тогда я увидела производство и постепенно начала изучать, как все устроено. Я сразу влюбилась в процесс — жадно впитывала всю информацию. До сих пор получаю огромное удовольствие, наблюдая, как из просто нитки рождается целое изделие. До сих пор это для меня — настоящее чудо.

— Помню, вы рассказывали про постоянное ощущение холода в детстве…

— Да, это не совсем приятное воспоминание, но, как часто бывает, из неприятных переживаний в нашей жизни вырастает что-то светлое. Помню, как мы переехали в новую квартиру в новостройке, а там снова было очень холодно. И почему-то мне казалось, что я такая одинокая. Вероятно, это из детства и юности — всегда хотелось тепла, внимания, комфорта. Получается, я его себе сама и создала, используя самые уютные материалы.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Одно дело — рискнуть и открыть свое небольшое ателье, взять в штат несколько человек, тихо развиваться. И совсем другое — тот масштаб предприятия, который я увидела сегодня. Особенно для российской действительности — это уникальная история.

— Мне повезло, что, когда я работала на кого-то, это всегда были масштабные истории. Получается, я постепенно привыкала именно к большим проектам. Я привыкла ощущать себя частью крупного бизнеса. Например, первое мое место работы — Эрмитаж, то есть я сразу же попала в жемчужину Санкт-Петербурга, в определенный круг общения. У меня с юности было четкое понимание, что такое ответственность. Но также я достаточно рано осознала, что жизнь — это масса возможностей. Главное — не бояться!

— Сколько вам было лет, когда вы попали на работу в Эрмитаж?

— 17 лет. Мы работали в первой советско-американской совместной компании, тогда все это было в новинку. А потом — с 1994-го по 1998 год — была официальным представителем концерна «Марат». Хорошо помню промежуток времени между 1998-м и 2000 годом, когда мы все попали в чудовищную яму, когда я осталась без средств к существованию: был потерян бизнес.

Но в 2001 году мне повезло вступить в команду, создававшую проект гипермаркетов «О’кей». Я попала в команду на моменте написания бизнес-плана, видела закладку фундамента первого магазина. Это было очень интересно — этот бизнес очень многому меня научил. Например, тому же самому масштабированию. Я была руководителем по закупке отдела «Гардероб» и столкнулась с огромным количеством возможностей по изучению производственных мощностей — много выезжала на закупки и размещение заказов в Турцию, в Китай.

В какой-то момент я поняла, что созрела для открытия своего дела. В 2006-м я организовала компанию «ЭкоЛайф». Компания занималась контрактным производством трикотажа в Узбекистане. Мы до сих пор плодотворно работаем в Узбекистане, размещаем там огромное количество заказов на детский трикотаж. Постоянное нахождение на производстве, погружение в бизнес-процессы, знание всей этой истории с разных сторон — все это прибавило мне уверенности, что я могу сделать еще что-то — уже для души, для себя!

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Вас не пугали разговоры о том, что в России модной индустрии нет — и промышленности тоже?

— Я не до конца осознавала, с какой ситуацией могу столкнуться. Не отдавала себе отчет в том, что у нас эта отрасль не очень хорошо развита, начиная с сырьевой составляющей, заканчивая технологиями, которых практически нет. А главное — у нас реально очень мало профессионалов в этой области.

— И все-таки почему сразу свое производство? У нас на рынке есть сотни брендов, которые размещают заказы в Турции, в Италии, в Китае — и прекрасно. Зачем такие риски?

— Я понимаю, о чем вы! Но в какой-то момент я поняла такую вещь: если ты хочешь создать по-настоящему крутой продукт и иметь возможность контролировать процесс, иметь возможность добавлять какие-то детали, что-то убирать — не вариант размещать заказы где-то в чужом месте. Настоящее творчество возможно либо в ателье (но это штучная история), либо на собственном производстве. Иначе приходится идти на вечные компромиссы — в ущерб креативу и качеству. А зачем тогда вообще начинать?

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Среди читательниц нашей рубрики Women in Power особенно много девушек и женщин, которые мечтают о своем бизнесе. Мелком или крупном — не так важно. Какие бы вы дали им рекомендации?

— В самом начале я, конечно, думала, что все в моем бизнесе будет проще. Есть big idea, есть крылья, на которых ты взлетаешь — и какая-то неведомая сила помогает тебе парить над всеми проблемами. Но в какой-то момент ты опускаешься на землю — и вот тут начинаются эмоции, проблемы, предательства, да просто непрофессионализм. Это способно вводить в ступор, ты теряешь энергию, злишься на себя, на окружающих. Просто в своем бизнесе точно не будет — об этом стоит помнить. Только если ты по-настоящему влюблен в то, что ты делаешь, у тебя будут силы перенести все невзгоды. Но к ним лучше подготовить себя заранее — это главный мой совет.

Еще есть специфика места. Здесь, в России, мы сталкиваемся с такими проблемами, как аренда помещения, отсутствие технологий, обучение персонала. То, о чем в той же Италии руководители даже не волнуются.

— Я лично не видела, чтобы вы использовали какие-то пиар-технологии для промо бренда. Есть очень красивые вещи, есть потрясающее качество — почему бы этим не похвастаться?

— Это мой характер. Мне главное — сделать, хвалиться — не про меня. Плюс мы первые несколько лет совершенствовали бизнес-процессы, вкладывались в качество, ведь люкс — он в деталях. Я в это очень верю. Было точно не до самопиара…

— С другой стороны, докручивать можно вечно. Даже Пушкина — и того можно переписывать, исправляя «ошибки»…

— Тут я согласна! Но мы совсем не про хайп, у нас у бренда совсем другое ДНК, не говоря уже о моем характере, о ценностях.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— А кто ваша основная аудитория — кто эти женщины, влюбленные во Free Age?

— Самостоятельные, умные, состоявшиеся женщины, которые ведут достаточно активный образ жизни. Отсюда и наши разные коллекции: для коктейля, для путешествий, для красивых ужинов на берегу моря, для прогулок в парке, для дома.

— Мне лично понравилось то, что у вас есть и комфортная, красивая база, и домашняя одежда, и действительно модные вещи. Но не сложно ли создавать столько коллекций одновременно?

— Сложно и дорого, но мы выбрали такой путь и считаем его верным, потому что у нашей аудитории взыскательный вкус. Больше вам скажу: в ближайшее время мы планируем несколько коллабораций с известными дизайнерами, селебрити. Это будут уже небольшие капсулы, но действительно эксклюзивные вещи. Так что да, мы не ищем простых путей, но, главное, это нравится нашим покупателям!

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Правильно ли я поняла, что вы работаете лишь с натуральными материалами?

— Да, не менее 80% натурального сырья — это наше ДНК. Дорогой, качественный кашемир, но без завышенных сумасшедших наценок, как это часто бывает. Я все-таки за адекватный ценник. Мы работаем с кашемиром и шелком, с вискозой, с природными оттенками. При этом любим добавлять яркие детали в летние коллекции: элегантно — не значит скучно. Любим сложные жаккарды, и я лично очень рада, что наши клиентки умеют их стильно миксовать, с удовольствием наблюдаю за этим как в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», так и в реальной жизни.

— Татьяна, а если говорить лично о вас — как вы живете, как строится обычный ваш день?

— В выходные я обязательно стараюсь поплавать в бассейне и сходить в хаммам — это меня успокаивает. Стараюсь несколько раз в неделю заниматься йогой и медитацией — без этого чувствую себя не в своей тарелке. Стараюсь правильно питаться, но во время путешествий позволяю себе куда больше, чем дома. Не так давно я изучила книгу «Парадокс растений» Стивена Гандри — какое-то время мы с мужем питались именно так, как рекомендует автор, профессиональный врач. Очень понравился результат: и по самочувствию, и по внешним изменениям. А еще я поняла, что важно утром хотя бы какое-то время посвящать себе. Я лично люблю принимать контрастный душ, ухаживаю за кожей. Понятно, что на все времени не хватает, но час в день на себя, считаю, найти необходимо.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— А если стрессовая ситуация в бизнесе — как приходите в себя?

— Очень помогают медитации и дыхательные практики. Вообще, я каждой женщине, которая начинает свой путь в бизнесе, рекомендую научиться и тому, и другому. Иначе нервная система даст сбой — проверено.

— Успеваете читать книги или предпочитаете модные сегодня подкасты?

— Я за аудиокниги — слушаю очень много, но и прочесть хорошую книгу для меня удовольствие. Правда, больше по бизнесу или по личностному росту, психологии, управлению. Зачастую читаю или слушаю несколько книг параллельно, так они меня захватывают. Давать конкретные рекомендации по авторам или темам не возьмусь, потому что это очень индивидуальные вещи. У нас даже в семье по поводу прочитанных книг возникают серьезные дебаты. Но как там у Пушкина: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». И книги, с моей точки зрения, очень важный источник знаний, которые помогают нам в жизни.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Вы больше за пляжный отдых или за лыжи?

— А почему только лыжи и пляж, я за разнообразие. На медитацию в Кералу, или посмотреть на прекрасную природу в Карелию, в римские бани в Италию или музей Prado в Мадрид. С одной стороны, мне нравится путешествовать и узнавать новое. Но мне важно, чтобы мой дом находился подальше от цивилизации, я люблю отдыхать в полной тишине, для психологического восстановления мне необходимо единение с природой. Кстати, интересный момент. Часто я делаю то, чего от меня ждут, не спрашивая себя: Таня, а самой-то тебе это интересно? Так, например, было с лыжами. Муж любит кататься — и я автоматически решила, что и мне это нужно. И так мы начали каждый год покорять склоны, потом дочерей приучили к лыжам — но в какой-то момент я четко осознала, что мне лично это не доставляет никакого удовольствия! Зачем делать то, что надо, если не хочется? Поэтому с недавних пор я поклонница après-ski — и мне это нравится! (Смеется.)

Татьяна Затравина с дочерьми
Татьяна Затравина с дочерьми

— Как вы считаете, чем женщины-руководители отличаются от мужчин? И отличаются ли?

— Думаю, правда где-то посередине. Я в своей жизни видела очень много классных женщин-руководителей и очень много слабых мужчин. Но и прекрасных мужчин-боссов тоже встречала. Поэтому однозначно: у женщины есть так называемая мягкая сила. Если ты знаешь, как ее использовать, — прекрасно. Для меня это, по сути, мудрость. Не лезть напролом, где-то переждать, обойти острый угол.

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе

— Вы несколько раз вскользь упомянули, что в вашей работе случались предательства. Как считаете, от этого можно себя застраховать?

— Нет, соломку тут не подстелить. Это может быть и на работе, и с друзьями. А если никому никогда не доверять, как тогда жить? Быть осторожнее — да. Слушать себя и запомнить свое самое первое впечатление от человека — тоже да. Но полностью защитить себя от нечистоплотных людей невозможно, к сожалению.

— Есть и еще одна проблема: часто люди просто выгорают на работе. И владельцы бизнесов тоже. С этим как быть?

— Владельцы бизнесов просто устают постоянно быть на линии фронта. Всегда в огне, всегда кого-то или что-то спасаешь. Это сложно. Поэтому, как я говорила выше, важно каждый день делать что-то для себя, в выходные пополнять ресурсы, запасаться энергией в интересных поездках. Просто не доводить ситуацию до выгорания. И, повторюсь, важно быть влюбленным в свое дело, в сам процесс. Не сдаваться — вот мое кредо!

Women in Power: владелица бренда Free Age Татьяна Затравина — о производстве в России, влюбленности в кашемир и человеческом факторе
12 ноября 2021
Татьяна Сабуренкова для раздела Мода