Красотa

Записки парфюмерного маньяка: Татьяна Галан — об алхимии ароматов и парфюмерном «анамнезе»

Записки парфюмерного маньяка: Татьяна Галан — об алхимии ароматов и парфюмерном «анамнезе»

Во все времена существовали популярные и даже в некоторой степени престижные расстройства. То на мигрени дамы жаловались, то гордились чахоточным румянцем (ни к вечеру будь помянут). Парфюмерная зависимость в этом смысле хотя бы никому не угрожает. Разве что кошельку того, кто обрел сей модный недуг.

Предвижу, что рано или поздно парфманьяки станут образовывать анонимные группы, где в узком кругу будут делиться подробностями своей полной ароматических впечатлений жизни. Вот только никаких десяти шагов по избавлению от парфюмерной зависимости не будет. Напротив — каждый станет кичиться широтой коллекции заветных флаконов и знанием парфюмерного рынка. А еще анонимные парфманьяки будут с поразительной легкостью вычислять симулянтов. Эти простачки ради попадания в престижное комьюнити непременно станут цитировать обзоры последних новинок. Но мы то знаем, что настоящий парфюмерно-зависимый имеет обширный анамнез, уходящий корнями в детство, и кучу личных, глубоко эмоциональных историй.

Воображаемые миры

Роман с ароматами предрешен от рождения. У кого-то обостренный слух, кто-то чувствует мельчайшие оттенки цвета, а кто-то может разложить новый необычный запах на мельчайшие элементы. Это потом мы превращаем увлечение запахами в форму искусства. В основе же всего лежит физиология. Даже воспоминания из детства для меня в основном связаны с ароматами. Я помню запах теплицы, запах свежей клубники. Мне даже кажется, что я помню запах грудного молока. Уверена, что помню. Или просто не надо было смотреть фильм «Люси» два раза.

Неудивительно, что уже в ранние годы я стала «залипать» на ароматы. Я росла в семье потомственных военных, где разговоры об искусстве приняты не были. А душа просила творчества. Запахи становились порталом в воображаемые миры, далёкие и прекрасные. И эта дверь в неизведанное открывалась всякий раз, как я добиралась до маминых ящичков с парфюмерией.


Мамины сокровища

На что мама никогда не жалела денег, так это на духи. Ее коллекция стала отличной базой, с которой начали формироваться мои парфюмерные предпочтения. Помню Les Belles от Nina Ricci со спиралевидно закручивающимся флаконом. Мне этот аромат напоминал запах томатов, к которому примешивались ноты малины. Это было бесподобно! Еще мне запомнились L’Air du Temps того же Дома. Элегантный флакон от Lalique с крышкой из матового белого стекла в форме птички. Верх удовольствия — просто держать в руках такую вещь.

Духи, которые притягивали чисто визуально, — Nocturnes de Caron. Этот аромат, созданный в восьмидесятые, продавался в замечательной упаковке, выбросить которую рука бы не поднялась. Черная глянцевая коробочка была украшена яркой авангардной картинкой. Только недавно я узнала, что это работа Сони Делоне, эмигрировавшей во Францию из России.

Не забуду я и аромат Paloma Picasso, который носила мамина самая сексуальная подруга. Мне казалось, что так должна пахнуть настоящая дива. Не знаю, как, но в детские годы я верно уловила месседж создателей аромата. Палома Пикассо в молодости любила бывать в «Студии 54» и даже снялась в порнофильме «Аморальные истории». И, конечно, не нужно быть фрейдистом, чтобы интерпретировать форму флакона этого легендарного парфюма.


В гости за запахом

Была в моем детстве подруга Лера. Соседская девочка происходила из семейства Запашных, многочисленного и уже тогда знаменитого. Лерина мама (кажется, гимнастка) отдала ей целый флакон Laguna Salvador Dali. Когда я его увидела, это было эстетическое потрясение. Мир семилетнего ребенка буквально разделился на «до» и «после», до того совершенной была форма. Вы догадываетесь, что после этого я стала заходить в гости к соседям гораздо чаще.

Содержание флакона, который мы тут же прозвали «носик и губки», было не менее удивительным. Это был бальзамический, тёплый аромат, отсылающий к жарким странам. От него веяло кокосами, лимоном и какими-то трудно определимыми цветочными нотами. Аромат ассоциировался у меня даже с мехом: вдохнешь его, и теплее становится на душе. Недавно я приобрела винтажную версию этого парфюма у одного коллекционера. Какое разочарование! Это было разлито совсем недавно. Но я найду аутентичный флакон начала девяностых. Обязательно найду!


Мои фавориты

Конечно, со временем наш багаж расширяется. Мы иначе подбираем парфюм, иначе его носим, открываем для себя новые Дома. Сейчас мой фаворит Magnetic Blend 7 из обширной линейки Initio. Я наношу его под волосы. Это тёплый, окутывающий аромат. Люди, оказавшиеся поблизости, сами не понимают, что с ними происходит: мускусные ноты начинают действовать еще до того, как вы включаете обаяние.

Ещё я всегда любила аромат розы. Это навевает мысли о бабушкином саде. Сейчас мой фаворит в этом направлении Duchess Rose от Penhaligon’s. Для меня героиня этого аромата — юная девица в лёгком платье, которая бежит по полю где-нибудь в Грасе. А вокруг цветы, цветы… В любой вечер я готова носить парфюмерное масло Al Janaan от Ajmal. Его создатели хотели повторить запах головы ребёнка. Получился мускусный, интимный, ненавязчиво восточный и очень шлейфовый аромат.

Обожаю мужской аромат Mint & Tonic от Atkinsons! Пользуюсь им с момента выхода и никогда не расстанусь. Это лучшее, чем может пахнуть мужчина. Когда хочется взбодриться, я окунаюсь в его прохладу и свежесть. Вы спросите, зачем женщине мужской парфюм? Прежде всего, забудем про стереотипы. К тому же ароматы можно комбинировать между собой, не ограничиваясь чем-то одним.


Алхимия ароматов

Сочетать несколько ароматов — особое искусство. Прежде всего, их не следует наносить один на другой. Лучше выбирать разные части или даже стороны тела.

Есть стиль ношения парфюма, который называют Shadows. Вы наносите разные ароматы спереди и сзади. С какой стороны люди почувствуют ваш запах, такой вы им и покажетесь. Иногда в движении ароматы могут звучать попеременно, создавая ощущение динамики. Интуитивно я использовала эту технику с детства, но как концепцию ее продвигают в последнее время.

Самое сложное — решить, какие ароматы комбинировать. Можно играть на неожиданных контрастах, сочетая, скажем, классический мужской одеколон с удушливым восточным ароматом.

Другая форма парфюмерной алхимии — управление эмоциями при помощи ароматов. Все ароматические ноты, которые вы можете почувствовать, вы уже где-то слышали. Аромат — ключик к нашему чувственному опыту. Он буквально взламывает наше сознание, отправляя в далекое прошлое. Ассоциации у всех индивидуальны, хотя многое и совпадает.

Как герой фильма «Эффект бабочки», который проваливался в прошлое, читая свои дневники, человек вспоминает что-то, чувствуя аромат. Цветы в саду, скошенная трава, океанский бриз, дольки апельсина, пирог с корицей, бокал виски, нагретая на солнце смола… Напишите свою историю!

04 февраля 2020
Татьяна Галан для раздела Красотa